Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

"Храбры Древней Руси" Вадим Долгов

Где война – там тебе и списочки, и регистрация, и обувь тюками, и зерно мешками. Там каждого человечка, каждую скотинку возьмут на учет и заберут. Известно ведь: не будет порядка – не развоюешься.
«Мамаша Кураж» Бертольд Брехт
Это может быть глубоко противно самой концепции нашего миропонимания, но война на протяжении всей истории человечества была и остается частью жизни. Не самой малой. Есть работа Созидания, работа Сохранения и работа Разрушения. К последней категории, в числе прочего, относится Смерть. Как ею не перестанет заканчиваться каждая жизнь, даже если мы зажмуримся, заткнем уши и не захотим ничего знать о смерти, так Война никуда не исчезнет, какие бы пацифистские взгляды мы ни исповедовали. Невозможно понимать историю без понимания места которое занимала в ней война. Великие державы испокон веку прирастали завоеваниями и никогда процесс не был мирным. Носители русского языка и ментальности часть одной из таких, эта книга расскажет об истории военного дела на Древней Руси.
Collapse )


  Поглавный пересказ бесполезен и бессмысленнен, всегда лучше читать книгу, а эта стоит того, чтобы быть прочитанной. Добавлю только рассказ об эпизоде. который на меня произвел большое впечатление. Рассказ о Владимире (да-да, Красно Солнышко), Рогнеде и сыне их Изяславе. Когда князь решил взять новую жену, Рогнеда (которую взял силой, убив ее отца и братьев) покушалась на его убийство. На пощаду надеяться не приходилось, супруг повелел опальной жене одеться в платье, в котором венчалась на княжение и ждать его в своих покоях (надо полагать, чтобы саморучно привести приговор в исполнение). но с Рогнедой был их пятилетний сын Изяслав, а маленькие княжичи учились обращаться с оружием, едва начав ходить и его детский меч был при нем. И вот когда Владимир вступил в покой Рогнеды, Изяслав вышел вперед, обнажил свой маленький меч: "Отец, ты думал, ты один здесь?" - "Кто ж знал, что ты-то здесь?" - ответил Владимир, бросил меч (знак поражения) и отпустил жену с сыном в почетную ссылку. Оттолкнуть ребенка и на его глазах убить мать, князь не решился.

  Как по мне, если бы создатели печально известного "Викинга" вместо невразумительно-утомительных языческих плясок на капище ввели в фильм этот эпизод, он много выиграл бы в сравнении с тем, что получилось. Хотя то кино ничем не исправить, мда. Хотите знать, как все было на самом деле, почитайте Долгова. 

"Сиятельный" Павел Корнев.



Но электричество смотрит мне в лицо,
И просит мой голос;
Но  я говорю: Тому, кто видел Город уже
Не нужно твое кольцо.
"Электричество" Аквариум.

Нечисть и нежить разных сортов занимает в маргинальной части здешней действительности нишу по соседству с наркоторговлей и организованной преступностью - имеется, но благонадежный обыватель может за всю жизнь ни разу не столкнуться. Идолы этого мира - Тесла и Эдисон в безнадежном противостоянии (кто победит: слон или кит?), а эпоха пара потихоньку отступает под натиском всеблагого электричества.

  "Всеблагое электричество" - это название цикла из четырех романов Павла Корнева, первым из которых стал для меня "Сиятельный". Боюсь, что и последним. Нет, вовсе не оттого, что плох. Даже напротив - хорош необычайно: стимпанк с чертами боевого фэнтези и альтернативной истории. Занятный, со многими коллизиями, сюжет; прекрасный язык; энергичный стиль; отменно прописанная реальность. И я даже не могу понять, отчего книга кажется настолько никакой. Много описаний драк и разговоров о сравнительных достоинствах разных видов оружия?  Что с того, у Стругацких, Павлова, Лазарчука, Скирюка тоже много того и другого, но читаю ведь их с наслаждением. Да даже Лукьяненко читаю.

  Дело в другом, неидентифицируемом, но четко ощущаемом. Герой никакой. Должен вызывать сочувствие и симпатию (негодующее омерзение - как вариант), а вместо этого серая пыльная тоска и ни малейшего желания исследовать лабиринты его извилистого внутреннего мира. Зачем писал стихи к Елизавете-Марии? Зачем мыл руки в крови Падшего? Для чего проделывает все вообще движения на страницах объемного романа?
Слишком рано для цирка.
Слишком поздно для начала похода к святой земле.
Мы движемся медленно, словно бы плавился воск.
В этом нет больше смысла.
Здравствуйте, дети бесцветных дней.
Если бы я был малиново-алой птицей,
 Я взял бы тебя домой.
Если бы я был..
.

"Война конца света" Льоса. Персонажи и места.


  Географические карты  помимо основное назначения - ориентации в пространстве, могут играть и вспомогательные роли. Например украшать это пространство. Или пояснять человеку, далекому от места событий, где они происходят. Солнечная Бразилия от меня далеко, а штат Баия на востоке страны до сих пор знаком был по романам Жоржи Амаду и желания подробно спознаться с географией не вызывал. Не то с книгой, описывающей военную компанию. А события "Войны конца света" вошли в бразильскую историю под именем не восстания или революции, но войны. Гражданской, надо полагать. Когда одна часть населения страны воюет против другой - это гражданская. Так вот, когда война, важно видеть, где все происходит: откуда идет и куда движется:
Collapse )

"Любовь и тьма" Исабель Альенде. О Еванхелине.

    Вы верите в чудеса? Не очень. Хотя никто не станет отрицать, "что-то такое есть." С "чем-то таким" каждому довелось спознаться. Хоть краешком, хоть по касательной, нет человека, который вовсе никогда не сталкивался с проявлениями стихийных энергий. Как правило, точечные, почти невесомые вкрапления в ткань обыденности. Без начала и конца - не выстраиваются в осмысленную историю; без морали: хорошим миллион, плохим - большая черная жаба; и уж тем более без возможности управлять.

Collapse )


  Да, права моя подруга, от чудес лучше бы держаться подальше.

"Макбет" Эжен Ионеско.

Просто есть вещи, которые ты потенциально способен понять, а есть такие. который остаются за пределами твоего понимания. Они не плохи и не хороши сами по себе, как ты не плох и не хорош сам по себе, но вы словно находитесь в параллельных плоскостях. В непересекающихся вселенных, жители одной из которых не могут понять резонов и принципов функционирования, и жизненных реалий существ, населяющих другую. С дадаизмом у меня так.

Collapse )

  Но мне хватало того, что Вильям наш Шекспир изначально положил в своего "Макбета". Верности и предательства. Неумения противостоять соблазну и нежелания признать, что проистекает оно из недостаточной твердости собственных моральных принципов. Вины и непрощения. В первую очередь в отношении самого себя. И этих рук, которые леди Макбет трет в лунатическом припадке, пытаясь, да не умея стереть с них следы крови. И ведьм хватало. И леса. который пошел на замок.

  Потому что у Шекспира это великая трагедия, а у Ионеско - памфлет. Но это я просто (см. первый абзац). На том и остановлюсь.

 

"Илона" Дежё Костолани.

Он был из разгильдяев разгильдяй: школы не закончил, хотя сын директора гимназии - выгнан за плохое поведение; из старинного аристократического рода, владевшего тремя замками, а первые уроки преподал дед, бывший военный. У аристократов больше возможностей дать детям (даже не закончившим школы) высшее образование и в восемнадцать будущий писатель поступает в Будапештский Университет для изучения венгерского и немецкого языков. Через год переводится на факультет журналистики.

Collapse )

"Истории Амброза Бирса о гражданской войне" (2006); "Совиный ручей (1962).

  Два человека рассказывают одну и ту же историю. Первого слушаешь, распахнув глаза, приоткрыв рот и забывая дышать, со вторым едва подавляешь зевок. Отчего так? Поди разбери. Может один молод, красив и ты влюблена в него, а второй ни на фиг тебе не нужен? А может просто гениальный рассказчик?  Не знала Амброза Бирса и не стремилась особо узнать. О войне не люблю, богоборчества не понимаю, к саркастичной язвительности отношусь прохладно.

  Но жить в современном мире и не слышать о "Случае на мосту через совиный ручей"? Натыкалась там и тут на упоминания все обещала себе почитать, да все времени не находила. Прошлым летом случилось. Начала и ни-че-го. Не чувствую этой истории, ничем она не цепляет. "А ты в оригинале попробуй". И не то, чтоб английский мой был очень хорош, но погружение в рассказ случилось мгновенно.

Collapse )

  Да не думаешь про эффекты. Проживаешь с героем день длиной в жизнь: смертная тоска, звериное желание жить, отчаяние, надежда, опасности и эйфория победителя с самым главным из возможных призов на руках. И снова качели: опасность, погоня,страх, боль от ран, усталость, но лейтмотивом счастье - ЖИВОЙ! И гениальная концовка.
Такой он, Амброз Бирс. Мастер аберраций.

 

"Офицеры и джентльмены" Ивлин Во.

  Это была чистой воды авантюра - взяться за Ивлина Во. С таким же успехом можно было попробовать читать Пруста или Грэма Грина, или Джойса. В том смысле, что ни один из упомянутых авторов  среди занимательных не числится. Даже у самых оптимистично настроенных читателей. Вдвойне авантюрой было браться, предварительно даже не загуглив. Если бы хватило соображения обратиться хоть к Вике, на среднем романе трилогии без выраженного желания читать первый и третий не остановила бы выбор.

Collapse )Ах да, я всех там немножко полюбила. Даже дурачину Эптропа с его тандербоксом. Даже Грейс-Граудлинга-Маурчпола с его паранойей, так перекликающейся с собственным моим глубоким убеждением - все со всем связано. И конечно Людовича с его мопсом Фидо.

  Ах, да-да: Война - это одна из трех архетипических человеческих работ. Ну: Творение, Сохранение, Разрушение. Проблема в том, что: 1. Делать ее качественно люди на протяжение тысячелетий так и не научились. 2. Человеческих ресурсов для делания потребно на несколько порядков меньше того количества, которое пытается им заниматься. 3. Когда ты Творец или Хранитель, не пытайся быть разрушителем, этим ты вредишь себе и делу.

"Бойня номер 5 или Кре стовый поход детей" Курт Воннегут.

  "Такие  дела"  -  авторский  рефрен,  констатирующий  чью-либо  смерть  в  романе.  Мужчины,  женщины,  ребенка,  собаки,  свиньи  на  бойне  или  десятков  тысяч  погибших  во  время  дрезденской  бомбардировки.    В  небольшом  объеме  фраза  звучит  сто  шесть  раз.  Не  запомнилось  с  первого  чтения  двадцать  лет  назад.  Вообще  мало  что  запомнила,  кроме  ощущения  -  очень  сильная  и  совершенно  моя  книга.  Ни  сюжета,  ни,  по  большому  счету,  героев.  Кто-то  летал  с  инопланетянами,  бомбардировка  Дрездена,  лагерь  военнопленных,  история  о  Крестовом  походе  детей.

Collapse )

  Я  не  очень  умею  объяснить,  но  суть  здесь  не  в  том,  чтобы  прежде,  чем  распнуть  кого-то,  посмотреть  -  нет  ли  у  него  влиятельной  родни.  Суть  - все  со  всем  связано  и  существование  есть  такого  рода  непрерывность.  И  для  него  необходимы  самые  разные,  на  первый  взгляд  ненужные,  вещи.  На  второй  и  на  третий  тоже.  Увидеть  их  можно  только  долго  и  пристально  вглядываясь.  Но  когда  и  если  берешь  на  себя  труд  вглядеться  имеешь  шанс  научиться  такому,  что  качественно  на  порядок  улучшит  жизнь.  Такие  дела.

О Луне в Овне.

    "Мир  -  театр,  а  люди  в  нем  актеры",  об  этом  знает  каждый,  спасибо  Вильяму,  нашему,  Шекспиру.  По  сложившейся   в  астрологических  учебниках  традиции,  планеты  рассматриваются  как  действующие  лица  пьесы,  знаки  зодиака  -  как  декорации,  дома  определяют  жанр.  Не  вижу  причин  отступать  от  нее  и  начну  по  порядку.

Collapse )

  А  еще  в  Овне  она  щедра  и  готова  одарить  ближних  с  несвойственным   Луне,    бескорыстием.  Особенно  если  речь  о  приобретении  инструмента,  который  позволит  отточить  навыки  ведения  боя  до  лазерной  остроты.  И  она  чужда  по  большей  части  игр  с  манипуляциями,  так  любимых  Луной  вообще.  И  она  справедлива.  Только  вот  о  луке  седла.  Люди  с  Луной  в  Овне  чаще  других  делят  радость  воспитания  детей  с  бабушками,  нянями  или  бывшими  супругами.