majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

Наиль Измайлов "Убыр. Никто не умрет"

   Там  есть  такой  диалог,  герой  попал  в  крепкие  объятия  российской  детской  медицины  (достойной,  что  бы  о  ней  ни  говорили)  и,  в  преддверие  очередного  укола,  спрашивает  медсестру:  "Что,  опять?  Только  же  недавно  кололи"  "Тогда  было  для  здоровья,  а  теперь  для  радости",  -  прилетает  в  ответ.  Иногда  душа  просит  почитать  чего-нибудь  не  для  здоровья,  а  для  радости.  А  где  искать?  Там,  где  находил  уже  доставившее  много  ее  и  не  в  том  занятном  смысле,  с  какого  начала.

Интересно,  что  эту  особенность  авторского  стиля  -   доброжелательный,  мягкий,  самоироничный  юмор,  не  замечают  читатели.  Или,  заметив,  не  находят  нужным  сказать.  Текст,  меж  тем,  афористичен.  Просто  готовый  блок  для  растаскивания  на   цитаты.  Высокая  лингвистическая  плотность  физического  тела книги.  Высокая  эфирная:  голод,  жажда,  усталость,  холод,  жар,  тактильность,  звуки  -  все  это  ощущаешь  ты,  читатель,  даже  не  "вслед  за",  но  "вместе  с"  героем.

  Высокая  ментальная.  Не  то,  чтобы  автор  ставил  цель  втолковать  тебе   бином  Ньютона,  но  компактные  и  оттого  удобные  к  усвоению  информационные  блоки  пронизывают  повествование.  Немного  там,  чуть  здесь  -  и  ты  уже  имеешь  представление  о  вещах,  прежде  далеких.  Такой  плотный  каузальный  план,  что  Стивенсон  вспоминается.  События  перетекают  одно  в  другое,  меняя  местами  субъект  и  объект,  вот  действуешь  ты,  а  вот  уже  с  тобой  чего-то  происходит,  но  линия  при  этом  не  рвется  и  не  истончается  даже  -  прочная.

  Нет,  ясно  -  не  за  всем  этим  берем  книгу.  А  потому  что  помним  по  первой,  как  было  страшно,  как  втянуло  мгновенно  в   водоворот.  И  хотим  испытать  снова.  И  опасаемся  -  а  ну.  как  вторая  хуже?  Вот  и  объяснила,  отчего  не  сразу  взялась  за продолжение  повести,  ставшей  самым  ярким  и  цельным  весенним  впечатлением.  За  себя  могу  сказать,  опасалась  зря.  Это  другое  и  о  другом,  и  в  других  декорациях.  Но  то  же  и  о  том  же  с  точки  зрения  главного  -  системы  ценностей  и,  как  бы  сформулировать  без  лишнего  пафоса.  Души,  в  общем.

   А  плотности,  о  которой  все  твержу,  находится  место  и  объяснение.  После  первой  книги  говорила,  что  герой  -  чистой  воды  алмаз,  ограняемый  действием.  Так  оно  и  есть,  самый  прочный  материал,  Шэрон  Стоун  как-то  сказала:  "Мы  сами  стали  теми  парнями,  за  которых  когда-то  мечтали  выйти  замуж".  Думаю,  пусть  уж  лучше  те  парни  будут  собой,  а  мы  собой.  Но  если  возникнет  желание  на  вечер-другой  стать  лучшим  парнем  на  свете,  возьмите  книгу  о  Наиле.  Магия  текста  позволит  сделать  это  вам,  как  позволила  мне.

  И,  знаете,  для  меня  сегодня  очень  уж  актуально:  "Кто  не  против  нас,  тот  с  нами.  А  кто  против  -  тот  может  быть  с  нами.  А  если  ты  его  уже  отдал,  то  он  с  нами  и  не  будет  никогда".  Не  отдавайте.
Tags: русская литература
Subscribe

  • "Ловец видений" Сергей Лукьяненко

    Сомнабулический поиск... Всем, кто ложится спасть, спокойного сна. Он хорош. Да переживает антивиток славы, тот период народного отношения,…

  • Хоть лукав и жесток, но прекрасен Восток на LiveLib

    Существовала незримая сеть учителей, которая передавала его из рук в руки. Речь Йолла потекла стремительным потоком. Как понял Бельян, он…

  • Сон о графомании.

    Затем же, зачем и всегда записывают сны - чтобы не забыть, чтобы попытаться осмыслить, для чего он нужен был. Вечеринка с большим скоплением…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments