Любая может стать шаманкой. Путешествие начинается с великой раны Сначала долго глядишь в себя. Встречаешься с пустотой. Потом с болью. И вот здесь шибко важно не сломиться. А дальше - сможешь других целить.
Оговорюсь, это отзыв не на роман целиком, а на его фрагмент, опубликованный в "Новом мире", книга номинирована по рукописи и доступа к ней у рядового читателя, вроде меня, пока нет, однако "Деструдо" в лонге Большой книги 2021, который сейчас читаю.
Зачем? Затем что люблю современную русскую литературу и не считаю провинциальной или местечковой, как отчего-то принято у наших критиков. А престижные литературные конкурсы, среди которых БК занимает особое место, позволяют познакомиться с самым интересным и заметным.
Децентрализация теперь в тренде, с русского на понятный - действие абсолютного большинства книг еще с десяток лет назад разворачивалось в московских или питерских декорациях, Пермь и Екатеринбург Алексея Иванова воспринимались занятной экзотикой. В сегодняшней литературе провинция рулит, внезапно выяснилось, что есть жизнь за МКАдом, а для того, чтобы писать хорошие книги, вовсе необязательно жить в одной из столиц.
Имя Ирины Мамаевой, одно из новых в современной словесности, родилась и живет в Петрозаводске. И в книгах ее оживает русский Север с его бытом, отношениями, верованиями и обрядами. Свободно струится диалектно окрашенная речь персонажей, вообще, с речевыми характеристиками героев Мамаева очень хороша, все у нее говорят по разному и каждая героиня по-своему. И это серьезный прогресс мастерства в сравнении хотя бы с ее же "Ленкиной свадьбой".
Я сказала "героини", и действительно, "Лучше оленей" легко пройдет Бекдел - совсем женская книга, мужчины появляются эпизодически и почти бессловесно. При том, что речь о суровом времени Великой Отечественной, о суровых, неженских местах - Крайний Север.
История семьи репрессированного красного командира, жена и дети которого были высланы на поселения. Младший мальчик не перенес тяжести новой жизни, заболел и умер, старшая Варя подрастает в совсем иных условиях, чем те, которые знала с рождения. Неприспособленную мать взял в жены грубый мужик из местных или бывший заключенный, уже от него она родила маленькую Нину
У девочек одна отрада, камчадалка Ксения. У нее справное хозяйство, упряжка ездовых собак, есть и олени. Иногда подкармливает сестер, оставляет у себя ночевать, здесь не то, что в промерзающей насквозь хибаре, что построил отчим. И еще у нее сын Андрейка, первая Варина любовь. И еще, она рассказывает чудесные сказки. Варя и сама сочиняет для Нины истории про бедную девочку, которая сбегает от злого отчима и находит приют у царицы-важенки, а потом и вовсе становится шаманкой.
И все это на фоне тяжелейших лишений военного времени, жизни впроголодь, вечных дрязг между взрослыми и еще многих глубоко драматичных обстоятельств, о которых не могу говорить, чтобы не испортить впечатления тому, кто захочет прочесть. Но история завораживающая и я не могла оторваться. С огромным интересом жду полной версии романа.