Пан Ленинград, я влюбился без памяти в ваши стальные глаза
- Вы серьезно? О Петербурге уже все есть.
- Да ладно! Моего нет.
Теперь есть, и это хорошо для всех нас. Тех, кто любит читать, кто любит Питер, кто живет в нем, кто бывал или мечтает съездить. Он, правда, отличается от большинства российских городов хотя бы этой всеобщей устремленностью. Я на своем полувековом веку ни разу не встречала того, кто мечтал бы съездить в Тулу, например, хотя там пряники и самовар. Или в Тверь. Да даже в Самару. В Москву - да, все советские люди, я в их числе ощущали категорически императивную необходимость побывать на Красной площади, в мавзолее Ленина и на Казанском вокзале, где фанта из автомата. Но по субъективным ощущениям, чтобы насытиться московскими впечатлениями, хватило первых суток проездом: на площади побывала, Кремль и собор Василия Блаженного увидела, в мавзолей наша группа не попала - там было закрыто на ремонт (демонстрировали друг другу разочарование, но в глубине души были довольны, что не пришлось два часа стоять в очереди) фанты выпила. Все следующие визиты в Москву были сугубо деловыми, с привязкой к конкретным целям, суетой сует.
Не то Питер. Мечтать о встрече начала ещё девчонкой. Когда нас возили с классом в музей Джамбула, его "Ленинградцы, дети мои" было как пароль, соединяющий наши казахские степи с городом на Неве, такое: он далеко, но мы вместе. А приехать получилось уже совсем взрослой, но как планировала эту поездку, сколько радости получила, какие высшие, по оценочной шкале, впечатления. Исходила ногами весь истнит, мрамор, бронзу, ощущать под ногами камни, дышать его воздухом, уже было счаорический центр, побывала в куче музеев. Просто быть там смотреть, трогать его грастьем. И точно знаю, не одна я такая, влюбленная. Ну какой ещё город может похвастаться подобным "стремимся в Васюки"?
Возможно поэтому писать о Петербурге должно быть непросто. В самом деле, чего вы нам хотите рассказать, о чем другие до вас не говорили? Поверьте, у него много чего есть, что не только незнакомо большинству из нас, но и в голову бы не пришло поинтересоваться. А Сергей Носов расскажет об этом, да так, что округлилишь глаза в свои неюные уже годы: ух ты, никогда бы не подумала! Вот например, знали вы, что сфинксы на берегу Невы ее ровесники? То есть, как? То есть, самая короткая из знаменитых мировых рек образовалась сбросом воды из Ладожского озера во времена египетских царств и строительства пирамид.
Чудесная книга. Далекий от стандартов взгляд на историю города, которая начинается у Сергея Носова не с момента основания и даже не с предшествующих ему событий, но с немыслимой древности докембрийского периода, против ожиданий, воспринимаясь органично. Общеизвестные исторические факты переплетаются с малоизвестными и вовсе неизвестными, соединяясь в полифонии. От этой книги, правда, ощущение как от музыки: стройно, красиво, духоподъемно, фоном звучит приятно, некоторые мелодии дивно хороши, нигде не фальшивит, нигде не киксует.
Качественная проза, стилистически комфортная, часто забавная. Много о мистических, чисто питерских совпадениях, при том, что книга свободна от разного рода мистики и конспирологии. И совершенная влюбленность автора в предмет изображения, которая не может не передаться читателю. А что может быть прекраснее, чем заразиться любовью, правда?