Невидимость, меж тем - одна из сиддхи. Способность читать мысли, мгновенно перемещаться в пространстве и одновременно находиться в двух местах, левитировать, исцелять больных и воскрешать мертвых, ходить по воде; направлять события в нужное русло. Творить чудеса, одним словом. Все это сиддхи. В буддизме - побочный продукт совершенной йогической практики. Своего рода вешки на пути, отмечающие движение в верном направлении.
Адепт обретает их в ходе самосовершенствования. Парадокс в том, что будучи объектом вожделения простецов, просветленному становятся не нужны. Вернее, перестают быть самоцелью, используясь лишь в ситуации крайней необходимости. Есть методики развития того или иного умения, посвятив изрядное количество времени и сил которым, можно овладеть каким-то из них. Но это хорошо иллюстрирует притча о двух братьях.
Старший остался в миру, младший посвятил себя молитвам и медитациям, став отшельником. Спустя двадцать лет братья встретились, отправились в путь, дошли до реки и старший предложил показать, чему научился младший. тот долго настраивался, ввел себя в транс и наконец пошел по воде. Брат его, тем временем, нанял лодочника за пару монет и на другом берегу опередил младшего. Стоило ли двадцать лет идти к тому, что можно легко сделать за несколько монет? - спросил он.
Грубовато, но точно. В притче младший устыдился и отправился искать более верного пути, порадуемся за него. Или вот свобода. Такая заманчиво-ценная для человека, опутанного сетью суетных желаний. Идти и ехать куда и когда хочешь, ни от кого не зависеть, говорить и думать что хочешь, ни на кого не оглядываясь, позволить себе любой каприз. Это ли не счастье? Так выпьем же за то, чтобы у нас все было и нам ничего за это не было... Н-ну, выпивать за - свобода, доступная такому уровню. Где многое дано, там много спрашивается. С себя. И двигаться, не нарушая чужих границ, важнее.
Еще о хождении по воде, у Бутусова есть песня, апокриф: диалог Иисуса с апостолом Андреем. Ученик просит об умении ходить по воде. Учитель предлагает прежде взойти на крест. Нет ни внутреннего отторжения, ни желания поймать на неточности, ходил-де до распятия, не после. Потому что понимаем мы, слушатели, речь не о событии, о выбранном пути и образе жизни, приведенном с ним в соответствие.
Так что, фикция сиддхи? Кому не дано блазит, кто достиг, не нуждается? Нет, пусть уж будут. Когда и если достигнешь, разберешься, что с этим делать. Помня, что за все надо платить.
Comments
А без клятвы никак. Профанация сакрального наказуема.