majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

Говард Лавкрафт. "Сомнабулический поиск неведомого Кадата"

  Хорошее  название  для  романа,  не  находите?  Любой,  кому  довелось  ушибиться  головой  о  мистику-ужасы-фантастику-фэнтези,  рано  или  поздно  приходит  к  Лавкрафту.  Ну,  просто  потому,  что  все  произведения  жанра  вышли  из  него,  как  русская  литература  из  гоголевской  "Шинели".  Не  из  него  одного,  было  еще  загробное  направление  "Дракулы"  Брема  Стокера  и  механистическое  "Франкенштейна"  Мери  Шелли.  Но  Лавкрафт,  он  таки-да!

  Первую  встречу,  помнится,  предвкушала.  И  отченно  разочаровалась.  Впечатление  "он  пугает,  а  мне  не  страшно"  осталось  ключевым  в  восприятии  ужасов  основоположника.  Разве  что  мерзко,  гадостно.  Хотя,  не  совсем  так.  На  взгляд  дилетанта,  а  я  -  он,  Лавкрафт  писал  о  трех  вещах:  вторжение  из  иных  миров;  неосторожно  разбуженный  доисторический  ужас;  перенос  кусков  пространства  между  измерениями.

  Первое  и  второе,  да  мало  ли  читали-смотрели  подобного?  Все  хорошо  закончится  и  мы  победим.   А  если  не  победим,  то  уже  безразлично  будет,  мертвые  сраму  не  имут.  Что  по-настоящему  пугает  у  писателя  -  это  изломанное  искаженное  пространство,  не  стыкующееся  с  человеческими  понятиями  и  эвклидовой  геометрией.  Он  не  объясняет  подробно,  просто  говорит,  что  вид  комнаты  вселял  ужас,  потому  что  поверхности  смыкались  под  немыслимыми  углами  и  уходили  в  перспективу,  которой  не  в  силах  осознать  человеческий  разум.  А  паучьи  лапки  безумия  взбегают  по  позвоночнику.

  В  "Неведомом  Кадате"  пейзажно-интерьерных  описаний  в  изобилии,  благо,  не  таких,  каких  боюсь.  Роман  о  сновидце.  У  каждого,  говорят,  свой  талант,  нужно  только  уметь  его  найти.  Рэндальф  Картер  научился  управлять  сновидениями,  путешествуя  в  снах  по  таким  местам,  в  какие  ни  один  туроператор  не  доставит  вас.  Трижды  добирался  он  до  маняще-прекрасного  города,  озаренного  закатным  солнцем.  И  трижды  не  позволяли  ему  войти  туда.  выбрасывая  из  сна.

  Настойчивый  дядька  решает  найти  город  мечты.  Странствия  в  поисках,  встречи,  приключения,  битвы  -  и  есть  история.  Интересно?  -  Ни  капельки,  Картер  стерилен  и  все  отношения,  в  которые  он  вступает,  подернуты  сомнабулическим  флером.  Той  живой  крови,  которая  течет  в  жилах  персонажа,  делая  живым,  нет  в  нем.  Словно  бы  вместо  нее  вино  из  сока   Лунного  дерева.  Красиво?  -  Очень.

  Но  много,  перебор.  Написал  Гумилев:  "Только  раз  оттуда  в  вечер  грозовой/  Вышла  женщина  с  кошачьей  головой,/  Но  в  короне  из  литого  серебра./И  вздыхала,  и  стонала  до  утра./  И  скончалась  тихой  смертью  на  заре,/  Перед  тем,  как  дал  причастье  ей  кюре".  И  этого  достаточно,  чтобы  увидеть,  правда?  Перегруженные  подробностями  описания  добиваются  противоположного  результата.

  И  все-таки  это  славная  история.  Потому  что  позволяет  восхититься  величием  и  многообразием  Божьего   мира.  Потому  что  напоминает:  и  счастье  свое  и  свои  горести  мы  несем  внутри  себя.  Потому  что  утверждает:  мир  устроен  правильно  и  справедливо.  А  еще  потому,  что  кусочки  чудесных  лавкрафтовских  городов  приходят  к  нам,  подсвеченные  талантом  наших  любимых  писателей.  Он  создал  вселенную,  пусть  доведут  до  совершенства  преемники,  за  то  и  любим.
Tags: американская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments