Пятилетней, я спросила маму, каково это, давать жизнь. Она улыбнулась и ответила, что деторождение - это отступить в сторону и позволить действовать телу. Одна из тысячи вещей, с которыми тело справляется без участия духа. When I was five, I had asked my mother what it was like to give birth. She smiled and said that giving birth was the act of stepping back and letting your body take over. That childbirth was only one of thousands of things the body could do without the spirit.
Не понимаю про грехи отцов, которые должны пасть на головы детей и про восстановление исторической справедливости. В том смысле, что Справка о реабилитации, выданная бывшему заключенному, не вернет ему потерянных лет, загубленного здоровья, разрушенных надежд. А прилагающаяся к ней материальная компенсация не заменит родного человека, хотя бы даже отдававшие приказ об аресте не просто посыпали голову пеплом, но сплошь в нем извалялись. Ясно: нынешнее американское благосостояние отчасти базируется на жестокой эксплуатации рабов. Но непосредственно на Черном континенте, где одни чернокожие уничтожали, порабощали и продавали в рабство европейцам других, это не привело к аналогичному результату.
Ннеду Окарофор, к ее чести, не идет по пути настойчивого напоминания белым людям об их вине перед темнокожими. История девушки Бинти разворачивается вообще вне конфронтации черное-белое. Тут о другом. О том, как великое счастье быть лучшей и следовать своему призванию требует необходимости выбора. Оборачивается обрывом связей с прежним окружением с одной стороны, неполным вхождением в новый круг, где на тебе изначально ярлык парвеню - с другой. Как изменившись не по своей воле вынужденно приспосабливаешься к новым условиям, меняясь в процессе приспособления сильнее, чем вообразить могла. Как трудно объяснить свои мотивации людям, мнение которых для тебя важно, потому что в их понятийном пространстве просто нет обозначения для таких вещей. Как, желая быть полезной, сталкиваешься с непониманием и осуждением.
Делает это писательница предельно простыми средствами. Никаких турусов на колесах с рефлексиями, потоками сознания и множественными аллюзиями. Линейное повествование, обыденный язык, короткие слова и предложения. Вот Бинти, спасительница Галактического университета и усердная студентка, дома, в землях народа химба. Ее сопровождает друг-симбионт Окву, по совместительству выступающий послом цивилизации Медуз. Вроде как, прощена многочисленной родней, и проклятия, летевшие вслед после бегства с Земли, отозваны, и практически на положении почетной гостьи. Но подлинной близости не устанавливается, между ней и родными дистанция. И внезапно девушка понимает, что не вчера все началось.
Из второй книги трилогии Бинти Home мы таки узнаем, откуда взялся загадочный Эдем. Кое-что о ее сверхспособностях и Даре гармонизации тоже прояснится. Заодно с пониманием, что те, кого мы презираем и считаем примитивными, в действительности могут находиться на куда более высокой ступени развития, если применить к ним иную ценностную шкалу, не ту, какой пользуемся обычно. Вторая книжка круче, в общем.