- Ты вообще в курсе, как на самом деле получают шелк?
- Понятия не имею.
- Кипячением, червей кипятят живьем, пока они не успели выбраться и повредить кокон.
Восемнадцать часов чистого счастья. Он вернулся. Это о Холмсе, который стал первой литературной любовью, воображаемым другом, заменой отцу. О самом сильном, умном, добром и справедливом. Роулинг-Гэлбрэйт со своими детективами о Корморане Страйке попадает в читательские ожидания настолько точно, насколько вообще возможно, возвращая детский восторг от лучшего друга на свете, гениально распутанной истории, спасения невиновного.
Это главное. Холмсом можно было восхищаться за чудеса дедукции и торжество холодной логики, проявленные в разных ситуациях, но, не знаю, как было у вас, а я полюбила за "Пеструю ленту" - удавка чужой злой воли сжимается вокруг беззащитного маленького человека, у которого никаких возможностей спастись самостоятельно. А он помогает, деятельно и бескорыстно (потому что с этой несчастной и взять нечего). В "Шелкопряде", в общем то же.
Но по порядку. Разумеется, вторая книга о Корморане Страйке больше и глубже маленького гениального рассказа, с которым сравниваю. Роман всегда объемнее, во всех возможных отношениях. И мы с вами в двадцать первом веке, а не в девятнадцатом: феминизм, гендерная идентификация, герой с ограниченными физическими возможностями на повестке дня. А литературного модерна с постмодерном из океана коллекивного бессознательного выпито столько, что даже умы поклонников детектива-с-расчлененкой напитало.
Но все-таки главное, чего ждем от хорошей книги: интересной истории, живых героев, утверждения, что мир устроен правильно и справедливо. Я имею в виду, глобально, хотя бы тысяча локальных случаев опровергала. Все это есть в "Шелкопряде". На самом деле. не стоит сбрасывать со счетов кумулятивного эффекта серии, когда у читателя/зрителя накапливается потенциал отношения к сквозным героям. которых воспринимаешь уже как старых знакомцев и прощаешь многое, чего не спустишь новичку. Здесь прячется большинство подводных камней с соблазном халтуры и "вторая часть хуже". Не в этом случае.
Вторая книга о Корморане и его помощнице Робин объективно круче первой. Даже несмотря на то, что действие перемещается из привлекательной для абсолютного большинства сферы гламура, фэшн-индустрии, миллионных гонораров в сравнительно узкоспециальную литературную. К Страйку обращается совершенно замызганная тетка, жена широко известного в узких кругах литератора с просьбой вернуть супруга в лоно семьи. У них дочь с задержкой в развитии, Леонора прикована к своей Орландо чугунными цепями любви и долга, а финансово семья всецело зависит от супруга. Который в очередной раз загулял.
Да, он и прежде так срывался. Что поделать, любит красивую жизнь, а дома скудость на грани нищеты, надоевшая за четверть века жена, дурочка дочь. Вот, периодически бросает все и кутит в шикарных отелях - чувствует себя калифом на час. Но теперь уж очень затянулось, вы б его по-мужски вернули в лоно. Непонятно почему, Страйк не отказывает просительнице, берется отыскать блудного мужа, а дальше все закрутится так, что мама-не-горюй.
Это мастерский детектив, где до последних страниц/минут (потому что слушала аудиокнигу) не угадаешь преступника. При том, что вводные перед тобой и нити автор вложил/а в твои руки. Эта первая на моем читательском веку книга о книге, которую действительно интересно (а местами, да простят меня принципы гуманизма - дико смешно) читать. Это гимн елизаветинской драме, широкий читатель вовсе ничего не знает о предшественниках и современниках Шекспира, продвинутый назовет Кристофера Марло, Бена Джонсона, Джона Лилли. А здесь эпиграф каждой главы из пьес драматургов елизаветинской эпохи.
Больше того, Роулинг изящно и ненавязчиво внедряет в читательское сознание мысль о Великом возвращении: все уже было под луной, приемы сплатттерпанка, которые представляются вам чудом новизны, активно применялись в драме XVI века. Разумеется, большинство этого не считает, но довольно уже и того, что оно есть. А для всех тут необычайная яркость физического плана - боль ампутанта Страйка и дискомфорт в обыденнных ситуациях ощущаешь как свои. Здесь осязаемый до тактильности Лондон. Удивительное и очень современное состояние даже не предчувствия любви, но сублимации, когда сексуальная энергия перенаправляется на деятельное служение добру. И да, аудиокнига великолепна, потому что Игорь Князев всегда лучший.