Мы творим не ради того, чтобы доказать, но чтобы поделиться.
Такой могла бы быть "Земля под ее ногами" Рушди, написанная в манере "Любовников в заснеженном саду" Платовой. Не хочу сказать, что книга вторична, потому что на самом деле она третична, даже четвертична во всем, начиная с дизайна обожки. Хотя обложка - дело десятое. Не главное и то, что история сироты, сумевшей стать королевой, уже рассказана многие тысячи раз и будет рассказываться сколько стоит мир. Потому что у нее всегда найдутся слушатели. И, далекая от мысли о знакомстве бразильской писательницы с творчеством Платовой, ее незнания "Времени свинга" Зэди Смит, откуда взято все, вплоть до схемы расстановки персонажей и "музыка на-аас связала" - незнания никак не могу предположить.
Важнее не "о чем", а "как", с этим у Франсиш ди Понтиш Пиблз совершенный порядок. Талант рассказчика, он или есть, или нет, у нее с умением сплетать словеса, все отлично. Что может быть печальнее рассказа о крошке сироте, "шлюхиной дочке", лишь чудом не выброшенной на корм стервятникам? Девочке, надо сказать, удивительно белокожей для ребенка, рожденного от такой черной матери. И в свете этого обстоятельства многие последующие события, на которых в книге никак не заостряется внимание, обретают более интимное, окрашенное узами крови, звучание. То есть, я хочу сказать, на плантации сахарного тростника, где подавляющее большинство населения разной степени темнокожести, светлого ребеночка мог заделать лишь кто-то из хозяев, нет? Которые все между собой в родстве.
Потому когда после плантацию унаследует отец Грасы (маленькой принцессы, избалованной барской дочки), вполне может статься, что малышке он приходится родным дядькой. Или даже отцом. А подруга, следовательно, сестрой. Впрочем, этого урожайного на сантименты аспекта писательница, к ее чести, ни разу на протяжении книги не коснется. Зато читатель многое узнает об устройстве жизни и расстановке сил на бразильской плантации сахарного тростника, по площади равной среднему уездному городу. Об экономике и политике Бразилии, что будет одновременно похоже на то, что писал о том же времени в той же стране Жоржи Амаду, и совсем не похоже.
Неудивительно, имея в виду, что классик был мужчина и писал о своем времени, а "Воздух, которым ты дышишь" женская книга, подернутая обаянием глубокого ретро , двадцатых годов прошлого века. И многих темы, которых прежде нельзя было коснуться, за отсутствием ли интереса или по цензурным соображенниям, здесь звучат во весь голос. Вообще, книга производит удивительно свежее впечатление для такой насквозь штампованной вещи. На самом деле она как-будто конструкт, собранный из готовых смысловых блоков, кубиков Лего от литературы. А поди ж ты, читается с удовольствием.
Отчасти талант сторителлера, который у Пиблз есть, частью богатый энтнический колорит, обаяние атмосферы: музыка, криминал, ночная жизнь киноиндустрия и подробный экскурс в анатомию успеха. Любовь, страсть, одержимость желанием доказать миру и самой себе (в первую очередь себе), что ты есть кто-то. Странная материализация поговорки, что терпение и труд все перетрут, даже в тех областях и сферах, где в качестве значимого актива традиционно рассматривался лишь талант.
Вот, я поймала эту мысль. Книга хороша тем, что при полном отсутствии претензий на оригинальность, сумела создать пространство для того, чтобы голос свободно излился и был услышан. Очень приятное чтение. Простое, но не примитивное
Знаете ли вы, что самое важное в любом голосе – это воздух? Пустое пространство. Чтобы голос излился, надо освободить место для него.