Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
В начале прошлой осени был промежуток времени, когда о Николае Свечине и его ретродетективах не слышала, кажется, только из утюга: в клубе любителей аудиокниг активно обсуждали звуковые версии романов Свечина; подруга на Фейсбуке настойчиво предлагала попробовать; в книге Льва Данилкина, аккурат тогда прочитанной, большое интервью со Свечиным; контекстная реклама напоминала, что книги о Лыкове могу приобрести с большой скидкой, обещая бесплатную доставку (при покупке на сумму от трех с половиной тысяч). И все, буквально все, не скрывали восторга. Это как Фандорин? – спрашивала. – Да ты что, - отвечали, - Фандорин в пыль не попадает, и вообще, про Лыкова совсем другое.
Тогда чудом устояла, но заметку при случае почитать сделала. Вот он настал, и я бы хотела спросить у всех людей, которые говорят, что Эраст Петрович сильно отличается от Алексея Лыкова: Вы что, в самом деле думаете, что это разное и о разном? Там и тут дореволюционная Россия, главный герой служит в полиции, честен, обаятелен, харизматичен, обладает superpower: удачливость в азартных играх у Фандорина, богатырская мощь у Лыкова.
Есть принципиальные различия в самопозиционировании и способах взаимодействия с миром: Фандорин Благородный муж, стремящийся к знаниям и самосовершенствованию, Лыков Добро-с-кулаками. Но в рамках детективной традиции не суть важно, курит сыщик трубку и играет на скрипке или барражирует по крышам с люгером, имея набриолиненные усики (или вовсе носит сутану, как отец Браун) - был бы эффективен.
Дальше в дело вступают личные преференции, которые и определяют, кого полюбишь всем сердцем, а кто скользнет по периферии сознания, не оставив заметного следа, мои Шерлок Холмс и патер Браун, а обоих сыщиков леди Агаты и Мегрэ Сименона терпеть не могу. Народно любимый Хари Холе тоже не мой, да, переборчива. так-от сердцу-то не прикажешь. Согласно непростой навигации, определяющей путь героя к сердцу читателя, Фандорина (и Пелагию, и дажеНиколаса) люблю, а Лыкова не полюбила. И ничего тут не поделаешь, только принять как данность.
Однако к нашим баранам. "Завещание Аввакума" - книга, открывающая цикл историй нижегородского сыщика Алексея Лыкова. Руководящий полицией Нижнего Новгорода Благовополучает информацию, что на Ярмарке за баснословные деньги будет продана рукопись протопопа Аввакума, идейного отца русского раскола, почитаемого староверами как пророк и святой. В руках непьющих, известных строгостью нравов старообрядцев сосредоточена значительная часть капиталов и они не пожалеют никаких денег за написанные рукой протопопа откровения - это поможет вознести владеющую ею общину на недосягаемую высоту среди прочих сект.
Где большие деньги, криминал активируется, а Ярмарка и сама по себе мощнейший катализатор всякого рода брожений, с самокатами - площадями низкопробных народных увеселений, куда полиция в принципе не совалась, с мыльницами - тайными игорными домами, контролируемыми бандами персов-душителей. И есть еще Кавказ - остров на Волге, где месяцами обитали шайки грабителей. Помощник квартального надзирателя, прошедший войну Алексей Лыков придан в помощь Благово на время Ярмарки. а там уж как себя зарекомендует.
Будет много приключений, как и положено по жанру. Драки, погони, убийство, плен, чудесное спасение, знакомство с "ковбойцем" Буффало, который станет неизменным партнером Лыкова в этой авантюре со своей сверхспособностью - умением метко стрелять изо всех возможных, и даже невозможных, положений. Так-то, напомнить соотечественникам, что не только в столицах существовала жизнь - дело хорошее. И рассказать об истории родного края. То, что для Перми сделал Алексей Иванов, Николай Свечин делает для Нижнего, спасибо ему и земной поклон, но мне это неинтересно. Нет. не Чхартишвили.