Как же, а "Сталкер"? Н-ну, положа руку на сердце, многие из вас, господа, видели фильм от начала до конца, не выходя с радостью покурить? А пересматривали? Читала "Пикник на обочине" дважды и в шедевре Тарковского мало от оригинала, ведь правда? Даже обидно, такой "Солярис" по Лему снял, оторваться невозможно и такое зло зла злее по "Пикнику".
"Сталкер" гениален, а писатели плотно работали над сценарием в соавторстве с Андреем Тарковским. Но ведь и Алексей Герман был тем человеком, которого они хотели видеть в качестве режиссера фильма, снятого по "Трудно быть богом". Не совсем понимаю, отчего доснятый и вышедший на экран уже после смерти соавторов и режиссера фильм, стал причиной стольких сломанных копий?
Что смотреть будет трудно, не вызывало сомнений с самого начала, Герман непростой и вовсе не развлекающий режиссер. Оказалось не просто трудно, но почти невозможно? Что ж, он имел на это право, как никто другой. Равно далекая как от восторгов, взорвавших ленту: "Идем-идем-непременно и полным составом!" Так и от безоговорочного осуждения: "Кино не смотрел, но считаю его плохим", - сменившим повсеместно начальную эйфорию. Идти не собиралась, но не исключаю, что посмотрю когда-нибудь,
Я вспомнила неожиданно, снятый третьим признанно-гениальным режиссером фильм по повести любимых Стругацких, о котором умудрилась напрочь забыть на четверть века. Не иначе, повинуясь закону вытеснения (травмирующие воспоминания - в подсознание, как-то так). Да, Александр Сокуров, "День затмения", "За миллиард лет до конца света".
Фильм случился скоро после книги, все еще свежо в памяти было. Сказать, что обиделась и расстроилась, посмотрев его - значит ничего не сказать. Выйдя из кинотеатра, готова была кусаться от злости. И ужасно стыдно было перед мальчиком, который пошел из-за меня. Ничего, кроме имен героев, от повести. Действие в жуткой туркменской провинции. Психически-неполноценные, люди, нудная местная музыка, полное отсутствие сюжета, убогая эстетика черно-белой помойки.
Какой-то механизм памяти вытащил вчера из подсознания, а другой, еще более странный, механизм восприятия, заставил найти и пересмотреть сегодня. Я не шучу. Сделала это. И снова абсолютно ничего не поняла. Только констатировала для себя; кошмарный сокуровский шедевр (а тоже признали таковым) что-то такое сделал со мной, тогда и сейчас.
От чего славная, но не самая глубокая повесть любимых писателей завибрировала, ожила. Там ведь был симпатичный герой, остроумный сюжет, неоднозначный к прочтению, как все у Стругацких и замечательное сравнение мироздания с человеком, пытающимся прихлопнуть комара при помощи ядерного взрыва. А теперь там песок и небо той жаркой пустыни, удивление перед странностью бытия, отчаянное одиночество человека среди людей и до краев заполненность любой пустоты, в которую входит Бог.
Сейчас время Водолея и вступаем мы в эпоху Водолея. Среди прочего он ведает странными предметами непонятного назначения. Как пустышки в "Пикнике" или такие вот фильмы. А еще это самый человечный и повернутый к человеку знак из двенадцати. Только глаза имеет смысл держать открытыми, не все ж нам рекламу крема смотреть?