Потрясающе культурная страна, Германия. В ней могильщик, закапывая на глубину двадцать сантиметров ребенка, умершего от регулярного недоедания, сверяется с учебником. Что странного? Специальное кладбищенское пособие. Оброненное им и подобранное сестрой усопшего, оно станет последним, что осталось у девятилетней Лизель от семьи. И первой в ее жизни книгой.
Это тридцать восьмой. Олимпиада, воспетая Ленни Рифеншталь позади, ужасы Второй Мировой впереди, Хрустальная ночь совсем скоро. Немного времени спустя здесь начнут сжигать книги. Что книги, людей тоже. А пока нация боготворит своего Фюрера и радостно движется к счастливому завтра. И если какой-то коммунистке пришлось скрываться, отдав детей на усыновление, так что ж вовремя в правильную партию не вступала?
Две недели с момента начала проката до вчерашнего промозгло-холодного дня все не получалось выбраться на этот фильм. Даже горячая ванна не помогла полностью отогреться, вернувшись с работы. И так страшно было вновь выходить вечером в лютую стынь без надежды, что кино не отменят, Показали. И ни одной минуты не пожалела.
Есть вещи, рассчитанные на эмоциональный отклик. Презрительная характеристика "слезоточилки" в большей степени отражает уровень оценивающего, нежели произведения. На "Титанике", помнится. все плакали, так что ж? И читая Диккенса в самых трогательных местах непременно плачу. Это нормально, коли ты человек.
Диккенсу, кстати, поразительно не везет с экранизациями, не находите? Мрака хоть отбавляй, а светлая печаль, когда Ангелы плачут, не в силах помочь, почти никогда не удается. Этот фильм потрясающе диккенсовский, хоть и снят по произведению другого писателя. Кто любит крошку Нелл и Оливера Твиста, и Пипа - посмотрите, вы будете поражены. И, да, я плакала от начала до конца.