majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Сто лет и чемодан денег в придачу" Юнас Юнассон



Пусть все идёт как идёт и будет так как будет
Там ему приходилось время от времени отвечать на всевозможные вопросы - например, что у него за потребность взрывать вещи и людей и нет ли у него в жилах, по его сведениям, негритянской крови.


Что-то, верно разлито в шведском воздухе, не иначе, мед поэзии, пролитый в свое время Одином, до поры скрытый, начал оттаивать и проступать из пор земли, во множестве одаривая шведов литературными талантами. Как иначе объяснить, что выходцы со Скандинавского полуострова захватили ключевые позиции во всех мейнстримовых литературных жанрах?

Пока англоязычная проза ищет компромисса между постпостмодернистскими экспериментами и откровенно коммерческим чтивом, пока испаноязычная оплакивает лавры лидера мирового магреализма, а французская и немецкая тихо варятся в своих котлах, пытаясь делать вид, что проблемы нового переселения народов не существует. Пока русская более всего озабочена проблемами самоидентификации, шведы пишут.

И совершенно недурно пишут! Детективы Стига Ларссона и Ю. Несбе, триллеры с мистикой Линдквиста, любовные романы Ахерн, бытовая проза Бакмана, историческая Натт-о-Дага. Теперь вот Юнас Юнассон с авантюрным комедийным историческим романтическим детективным боевиком с любовью к животным и путешествиям. И вождям. Хотя вождей тут скорее не любят, не заслужили. Но описывают забавно, а чего ещё от развлекательной книжки про чемодан денег и столетнего старца в бегах желать?

Откровенно говоря, меня она скорее утомила, чем порадовала. Вот все хорошо: и герой, который не хочет сдаваться на милость победителя-возраста, сбегает с торжества по случаю собственного векового юбилея, да ещё и три с половиной миллиарда в пересчёте на российские рубли умудряется у мафии умыкнуть. Друзей находит на раз, причём ещё до того, как незнакомцы узнают о колоссальном богатстве. С бандитами расправляется играючи, являя миру смесь Ивана Дурака с героем незабвенного "Бей первым, Фредди".

Параллельная линия следствия, предлагающая читателю взглянуть на происходящее с позиций здравого смысла и осознать, насколько далеко в края абсурда успела завести его эта история. И умопомрачительно прекрасные ретроспективы, проводящие героя через все наиболее значимые ситуации ХХ века в сопровождении наиболее значимых в нем фигур - приём, с успехом использованный "Форрест Гампом".

Все отлично, а я скучаю, не протягивается эмоциональная нить от книги ко мне, читателю. Может потому, что не люблю сделанных книг, а Сто лет... явно сделана по лекалам бестселлера. И ещё, есть вещи которых не можешь воспринимать в стебовом юмористическом ключе. Слишком много боли и горечи связано с ними, чтобы вот так просто начать смеяться. Неправда, что человечество смеясь расстаётся со своим прошлым. Или это какое то другое человечество, способное зубоскалить над Хиросимой и сталинскими лагерями, и культурной революцией в Китае, и людоедской северокорейской властью.

Не лишенная занимательности книжка с крепкой жизненной философией, приятным финалом и несколько идиотическими героями, на фоне которых читатель покажется себе умнее.

- Твой товарищ, - сказал Мао цзе Дун, - Он по всему видно, не Эйнштейн.
- Не скажите, не скажите.
Tags: скандинавская литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments