majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Финист - ясный сокол" Андрей Рубанов



А мне летать охота или Маскулинный гейславянский феминизм
Такая кожа бывает, когда годами из дома не выходишь. Белая. Меж князей считается признаком породы.
– Чего же они делают, сидя в доме?
– Читают. Это у них первое дело. Руны разбирают, и новые, и древние, и ромейские грамоты. Мало того – сами пишут. Иметь дело с грамотами – это первый княжий обычай, так боги велели. От такого сидения становишься белый, а глаза привыкают разбирать знаки, и куда бы ты ни посмотрел – везде видишь только знаки, и больше ничего.


Не самая большая поклонница квазифилософского рубановского многословия. Зная, что литературную часть распила миллиарда рублей налогоплательщиков кинопозором "Викинга" обеспечивал сценарий Андрея Викторовича, не удивилась нынешним славословиям в адрес нового романа - значит кто-то там, на самом верху (не Бог, если что), обеспечивает его поддержку. И в скором времени у русской литературы появится новый классик, лауреат всех возможных премий. Может даже в школьную программу книгу про ватники включат - всякий народ имеет такую литературу, какой заслуживает.

Сказка о Финисте с детства одна из самых любимых. Напомнить? Было у отца вдовца три дочери, пока старшие наряжались да прихорашивались, младшая хозяйство вела, а вместо всех дорогих подарков у отца просила перышко Финисте, ясна сокола. Долго искал отец подарка для младшенькой, пока один старый человек не дал ему невзрачное коричневое перо. Обрадовалась Марьюшка подарку, дождалась, когда все заснут, воткнула перо в оконную раму и сказала трижды: суженый мой суженый, явись ко мне ужинать. Прилетел тут с неба сокол, грянулся оземь, обернулся добрым молодцем всем на диво и до самой зори пробыл у девушки. Наутро видят завистливые старшие сестры, что Марьюшка вся светится, решили не спать ночью, а только притвориться, дождались Сокола, увидели сестрицыно счастье, да и зависть их взяла. На третью ночь утыкали они окошко ножами, а Марьюшку опоили сонным зельем. Жених к ней рвётся, а натыкается на острые ножи, чуть весь кровью не истек. Тут проснулась девушка, стала звать любимого, а он из последних сил выговорил: если хочешь найти меня, истопчи три пары железных башмаков, изотри три железных посоха, изглодай три железных хлеба. Обернулся соколом и улетел. А Марьюшка обула железные башмаки, взяла железный посох и железный хлеб, да и отправилась по свету искать любимого.

Долго ли, коротко, истоптала она башмаки, истерла посох, изглодала хлебы и пришла в дремучий лес. Видит, избушка на курьих ножках, а в избушке баба-яга, пожалела она девушку, дала ей волшебное веретенце и научила, что делать, как придёт в царство Финиста. А там уж пир горой Женится ее любимый на другой. Вот нанялась Марьюшка во дворец в работницы, днем всю работу переделала, а ввечеру достала золотое веретенце, да и стала прясть золотую нить. Молодая финистова жена увидела веретено. и ну приставать: продай, да продай! А Марьюшка и отвечает: Продать не продам, а так отдам, дозволь только мне провести ночь возле твоего молодого мужа. Удивилась королева, а веретенце хочется, вот и согласилась – все равно муж одурманенный спит, пусть любуется на него пришлая девка. Как вошла Марья в горницу к другу любезному: Пробудись, восстань, милый друг. Но спит сокол ее беспробудным сном. Тут заплакала она, упала слеза горючая Финисту на грудь, встрепенулся он, как от смертного сна, обнял Марьюшку и назвал своей женой. А королеву прогнал со двора: не та жена, что продает мужа, а та, что ища его по свету, железные башмаки истоптала.

Не знаю, как вам, а по мне одна из самых поэтичных и трогательных сказок. Дивная деталь с железными башмаками, есть еще только два примера столь же ярких: хрустальные туфельки Золушки и маленькие ножки русалочки, которая будет идти как по лезвиям ножей. Кстати, эти три сказки отличаются от бесчисленного множества мужских тем, что роль активной действующей силы не у героя, а у героини. Видно есть какая-то глубинная связь между болезненно стиснутыми ступнями и способностью женщины проявить больше решимости в поиске счастья, чем партнер. Или предостережение: ты можешь отправиться за своей судьбой, но приготовься к тому, что ногам будет очень больно. У Андрея Рубанова был очень благодарный материал, совершенная ода феминизму, кимберлитовая трубка, которая на российских просторах, в отличие от Запада, почти нетронута. Он взял эту женскую историю и делал из нее стопроцентно маскулинный роман.

Три рассказчика, три Ивана рассказывают историю, попутно повествуя об особенностях быта и верований древних славян. В этом автор хорош, знания, скопленные во время работы над злосчастным сценарием, даром не пропадут. К чести Рубанова, он может интересно рассказывать мужские истории, был случай убедиться и с тюрьмой, и с большим бизнесом. Особенности устройства скоморошьих ватаг, инструменты, шутки-прибаутки, трюки, логистика проведения культурно-массовых мероприятий – обо всем понемногу, не забывая двигать сюжет. Черепашьим шагом, часть Ивана Корня это зачин – как ловили Сокола. Но у черепахи не меньше шансов прийти к финишу первой, чем у зайца. Тем более, что один мощный ход автор таки делает, героиня почти Лолита. Круче, чем Лолита, на момент начала отношений с небесным женихом девке Марье двенадцать лет. Была в этом сущностная необходимость? Очень сомневаюсь. И не рассказывайте, пожалуйста, что наши предки начинали плодиться с десяти лет. Практика ранних браков обусловлена была стремлением родителей девочки сбыть с рук лишний рот, а родителей мальчика приобрести дармовую работницу (в меньшей степени) и, как ни грустно, повсеместно практикуемым снохачеством. Не знаете, что такое? Завуалированная полигамия, когда свекор насилует молодую девочку до вхождения в возраст сына. А что до «плодиться», до начала месячных такого не могло быть, чего на Древней Руси раньше четырнадцати не случалось, не на Востоке живем.

Вторая часть, рассказ Ивана Ремня упоительно хорош в детальном описании производства доспехов, кольчуг, сравнительных достоинств разных видов оружия и сбруи, теории и практики военного дела древних славян. Компактная беллетризованная «Наука побеждать», браво, мастер. Но при чем здесь героиня? А то, что сюжет, сдвинувшись было, снова ощутимо пробуксовывает вокруг Змеева городища, множественных псевдофилософских сентенций о Судьба Мира, и суровых мужских слез - так ить, не нравится Андрею Викторовичу про женщин рассказывать, то ли дело мущинская тема! Хотя нет, в убийстве Дракона и воспоследовавших за ним роковых событиях косвенно девку Марью все ж обвинят. Все из-за нее!

И наконец третья, летающий город Лапута, пелевинский SNUFF и Магония в одном флаконе. Почему хитровыструганный изгнанник назвал себя Ваней – Бог весть, закрадывается подозрение, что Рубанову до кумплекту не хватало третьего Ивана. Но так или иначе, дело сделано, героиня с золотой нитью в руках в волшебном городе, дальше все скоренько по писаному. И слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец!

Вам понравится, если любите многословные, скучные и напрочь лишенные динамики книги.

Tags: современная русская литература
Subscribe

  • О Сергее Хоружем.

    Берешься за чтение серьезной сложной книги. Не ради ублажения интеллектуального снобизма и не из желания что-то доказать самой себе (а тем паче…

  • О местах силы и слабости.

    Лет до семи не знала, что на памятниках могут быть кресты. Не бывала на христианских кладбищах, все детство на одно возили меня, Кенсай.…

  • "Роза мира" Даниил Андреев.

    Большую часть эзотерической литературы, какую доводилось читать, можно описать двумя словами: "претенциозный бред". Потому, нет, не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment