majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Nowe życie" Jakub Małecki


Милость. Мы лежали с Мареком на кровати, я спросила: как будет по-польски любовь? И он ответил: милошчь. Милость и милошчь, как это похоже, милость и есть любовь. Любовь.

"А20" Анна Козлова
Любви в новом романе Якуба Малецкого с избытком, что до милости.в смысле милосердия, то с ней серьезная проблема. Так-то я не по детективам, особенно не мое детективы про маньяка, но Малецкому отношение особое, от него приму даже горькую пилюлю, потому что это писатель, подаривший мне умение понимать польский с голоса. Овладение языком предполагает четыре автономных базовых навыка: говорить, понимать услышанное, читать и писать. Только с родным все получается естественно и в комплексе, аналогичный  результат может дать глубокое погружение; когда изучаешь самостоятельно, в приоритете окажется что-то одно. Для английского и испанского у меня чтение, польский - понимание сказанного. Потому что он начался с аудиокниг Малецкого в исполнении Анджея Ференца. Rdza, Digot, Slady дарили разные по качеству и силе ощущения, но всегда это было чувство встречи со своим, радость узнавания, которой совсем не испытала с "Катаром" Лема.

"Nowe życie" (Новая жизнь) Малецкого написана специально для сервиса аудиокниг Storytell, текстом не выходила. Ни на бумаге, ни в электронном виде. Такая вот экспериментальная форма, хотя может быть, на Западе это практикуется, аудиокниги уверенно входят в современную жизнь, а книгочеев во все времена бывало мало. Но для читающего книгу на иностранном языке, возможность заглянуть в словарь во время прохождения ключевых, панчлайновых моментов. бесценна. а слушатель лишен ее, потому смирюсь с тем, что некоторые нюансы книги неминуемо ускользнули за пределы моего понимания.

 
Итак, есть девушка Агнешка (кажется, слушала пару недель назад и если не запишу сейчас, совсем забуду имена), стройная брюнетка с татуировкой. В начале книги ее похищают, одурманив хлороформом. Есть молодой человек по имени Адам, славный парень, безнадежно увязший в отношениях со своей Юдитой - всем хороша, но ревнива и пытается контролировать каждый его шаг, а кому это понравится? Есть его отец, как-то он потерялся после развода с мамой, много пьет и частенько допивается до потери памяти. А алкогольная амнезия,товарищи, вещь опасная и далеко не такая безобидная, как принято ее оценивать. Ты ведь можешь черт знает чего натворить в этом состоянии, даже и убить кого-то, а проспишься и не вспомнишь.

  И есть успешный предприниматель Хуберт Попеляж. облюбенец (это жених по-польски, а он в своем потоке сознания так часто характеризует себя этим словом, что поначалу я принимала его за имя). И есть его огромная любовь к своей Елене, стройной брюнетке с татуировкой. Страшно не люблю цинизма, но тут будет как в присказке "любил-любил и задавил". Была ли причиной ревность стареющего Ромео к молодой жене или несчастный случай, вроде того, что в "О мышах и людях"  Стейнбека, но Елена покинула юдоль скорбей при непосредственном участии облюбненца. И в самый момент смерти превратилась для него в манекен, куклу, эльфийского подменыша, только притворяющегося его любимой женой. Занявшей ее место, чтобы мучать его. А настоящую Елену, которую неведомые силы похитили и спрятали от него, нужно найти и вернуть - чего тут непонятного.

  Во время сцены с уничтожением трупа путем расчленения и прочих малоприятных процедур, я от души радовалась малому владению языком, которое не позволило уловить всех нюансов происходящего. Но он ищет. Девушки пропадают. А папа Адама. надравшись в очередной раз до положения риз, возвращается в грязи, ссадинах и ничего не помнит. И по времени это совпадает с ночами исчезновения молодых женщин. И потом эти истории со склепом (убей, не поняла подробностей, но что-то нехорошее с сексуальным подтекстом; с нападением на велосипедистку в парке (девушке удалось вырваться и бежать, розовый шлем пропал с места происшествия, папа вернулся под утро, выписывая кренделя непослушными ногами, в чем-то кислотно-розовом, нахлобученном на макушку. А потом еще жалоба квартирной хозяйки, женщины знойной и любящей драматические эффекты, на то, что отец Адама пытался ее задушить).

  Тут, знаете, поневоле задумаешься, а не твой ли это папа искомый маньяк? И не грозит ли тебе стать таким же, эти вещи наследственные, между прочим. Ну а если серьезно, он хочет защитить отца, понимая, что тому грозит и предпринимает собственное расследование, в ходе которого выходит на фигуру лысого бизнесмена Попеляжа, трагически потерявшего любимую жену, создавшего фонд помощи жертвам домашнего насилия, регулярно сдающего кровь и во всех отношениях сугубо положительного. Почему только иррациональная часть его натуры кричит: "Берегись!"


Это было интересно с начала и до конца. А роль и значимость социальных сетей в нашей жизни приобретает в свете книги совсем иное звучание. И, да, о звучании, на сей раз не Анджей Ференц, но Марек Калита и Матей Ковалек сыграли книгу превосходно.
Tags: аудиокниги, детектив, польская литература, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments