
Ад – это детство.
Сартр (перефр.)
Сартр (перефр.)
Детство, вопреки стойкому заблуждению, вовсе не «пора золотая». Даже наоборот, самое гадкое время жизни. Ну. по крайней мере, о своем могу сказать. Нет, никаких ужасов, все стандартно: ясли-круглосутка, детсад, школа. В первом классе были проблемы с письмом, потому что мелкую моторику не развивала (почерк у меня и теперь не очень), зато читала быстрее всех и грамотность врожденная - уравновешивалось. Дружила с лучшей девочкой класса и страшно ревновала, когда она предпочла мне другую, никогда потом так не мучалась от ревности, но после взяла, да и стала сама дружить с той, другой. А лучшая в классе осталась одна. Мама все время работала. потому уродливую косичку с петухами я заплетала себе сама И с трудами была проблема, та же мелкая моторика плюс недостаток аккуратности. Неприятно. Не смертельно. А теперь скажите мне, скажите же мне кто-нибудь, для чего в современной российской словесности эти принцессы на горошине?
Что за радость неплохому, судя по всему, автору, нагнетать мраки на хромой собаке в количестве, несовместимом с жизнью? Чтобы читатели вспомнили свое и содрогнулись? Чтобы показать, какая у героини тонкая нервная организация? Скорее для того, что чем хуже, тем лучше. Одна, две, три неприятности третьеклассницы Кати никого не растрогают, а вот если нагромоздить из них вавилонскую башню – ну, как проникнутся. И Катя катится-колошматится. А читатель, впрямь, проникается даже и сочувствует однофамилице великого поэта, оставшейся с носом, то есть без НОСа. Каламбур не очень, так ведь и книжка не то, чтобы.
Обосновать? Да пожалуйста. Девочка любит читать, а чтение способствует развитию зрительной памяти, это ведь байки про врожденную грамотность. Все на свете тренируется, просто, когда ты много читаешь, знание, как писать правильно, трансформируется в умение, а потом закрепляется до навыка. И пишешь, не задумываясь о правилах. Выходит все ситуации письма под диктовку в книге - фикция. Чтение развивает речь, умение объяснять другим мотивы своих поступков. Да, когда тебя не любят так явно, как учительница, трудно достучаться до нее со своей маленькой правдой. Трудно, но можно, если постараться и если заручиться поддержкой того, кому ты дорога. Я о маме. У них ежевечерний сеанс общения, то плетение косы, с которого начинается книга. Мамы Катя не боится, хотя не хочет ее расстроить, но в экстренных случаях не до политесов. Однако ни разу за ту страшную неделю, в течении которой девочка скатывалась к глубинам отчаяния, она не обращается за помощью.
Дальше, летний лагерь. Ребята, вы что, в самом деле верите в такую ересь? Что школьник может написать донос на воспитательницу, которая читала с детьми сказки Уайльда и ту уволят? Посреди смены? Вы смеетесь? А аттракцион неслыханной откровенности со снятыми за пакетик чипсов трусами, это вот что? Дети в одном отряде одного возраста, следовательно, им прошлым летом по восемь лет должно быть. Что за ушибленные сексуальной революцией акселераты? Мне много приходилось ездить в лагерь, бывало там хреново, но такого не было, потому что не могло быть по определению. Снова поздравляю вас, соврамши.
Дальше самое неприятное, сеанс черной магии с разоблачением. Если чем и любезна Евгения Некрасова народу, так это кикиморой, что заводится в типовой квартире. Отчего не домовой, которому там самое место, а болотная нечисть? Тайна сия велика есть. Автор не удостаивает ответом. Оно и понятно, к домовому не привяжешь жалостливую этимологическую версию о нелюбимом, никому не нужном, брошенном младенце, из таких-де кикиморы получаются. Я сейчас ступлю на скользкий лед, о личных встречах с Ними говорить не принято, но никто из тех, кому довелось столкнуться, не пожелает продолжения знакомства. Об этом только небылицы слушать интересно, а вступать в контакт и, тем более, извлекать из дружбы личную выгоду, право, что за Карлсон-который-живет-на-крыше?
Что, так плохо? Нет, посредственно в части литературных достоинств. А внутренняя логика, кому до нее есть дело? Продолжайте сетовать на местечковость современной русской литературы. Как ей не быть таковой, когда в шорте одной из ведущих литпремий такие вот калечины-малечины?