majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

О Романе Кужко. Как я была поклонницей поэта.

Роман Кужко
В пространстве рисунков пером
Нередки случайные встречи -
Пушистые гривы детей
И воина жесткие плечи,
Застывшие морды людей,
Звериные светлые лики.
Движение ветра, а в нем
От стали отставшие блики.
В пространстве рисунков пером
Так часты знакомые тени...
Там кто-то с издевкой молчит
И кто-то стоит на коленях.
Мозаика улиц из снов,
И сквозь, перспективу калеча,
На фоне ажурных мостов
Стоят крематориев печи.
В пространстве рисунков пером
Так много забытого детства...
Тепло неслучившихся ласк,
Циничная капля эстетства.
В пространстве рисунков пером
Изнанка рифмованных строчек...
Их строят на белом листе -
Простой бесконечностью точек.

  Несколько  месяцев  назад  знакомый  на  Фейсбуке  выложил,  одно  за  другим,  стихотворения.  Даже  отрывки,  кажется.   Короткие,  простые  кусочки,  были  странно  живыми.  Со  всем  диапазоном  чувственного  восприятия:  цвет,  свет,  звук,  тактильность.  Да,  прямо-таки  кожей  почувствовала  происходящее.  Вот,  как  тут:
Ведь если все так безнадежно
И выиграть битву нельзя,
Зачем я стою среди этих
Потрепанных эльфов дождя?.

  Имя  автора,  Роман  Кужко,   ни  о  чем  не  говорило.
Уточнила,  объяснено  было,  что  это  один  из  лучших  поэтов-толкиенистов  на  памяти  постившего.  Захотелось   читать  поэта  много,  искала  в  сети,  да  так  и  не  нашла  ничего,  кроме  аккаунта  в  "Моем  мире".  Постучалась,  доложила  владельцу  страницы,  что  если  строки  его,  то  я  поклонница.  Ответа  не  было,  но  в  друзья  добавили.

  Много  времени  спустя,    увидела  письмо.  Давний  поэт  спрашивал,  откуда  знаю  его  стихи.  Ответила,  посетовала,  что  не  нашла  больше  нигде,  просила  указать,  где  почитать.  Адресов  не  дали,   но  набросали  стихов,  один  другого  лучше.  И  вовсе  не  толкиенистом  оказался  Так,  отдал  дань в  свое  время  увлечению.

  Вопрос:  как  человек  берет  обычные  слова,  которые  мусор  в  устах  другого  и  скучная  утилитарность  -  у  третьего.  А  первый  складывает  из  них  что-то,  что  может  сверкнуть  холодными  гранями  драгоценных  камней  или  распуститься  в  руках  охапкой  цветов,  или  хлестнуть  наотмашь  соткавшейся  из  воздуха  плетью.  Этот  вопрос  всегда  занимал  меня.  Постигнуть  не  чаю,  но  хоть  спросить.

  И  спрашивала,  Роман  оказался  дивным  собеседником,  много  забавных  историй  рассказал,  оговорился,  что  есть  пьеса,  писанная  в  юности,  которую  сейчас  восстанавливает.  Выпросила  отрывок.  К  драматургии  без  восторга,  но  читаю.  Эта  пьеса,  как  объяснить,  одновременно  смешно  и  мучительно  больно.  Просто  (когда  имеешь  отношение  к  театру,  представляешь  нюансы,  которые  могут  перевести  действо  в  разряд  нереально  дорогих  к  постановке)  и  емко.

  Говоря  "емко",  имею  в  виду  сочетание  бытового  плана,  романтики,  сентиментальности  и  высокого  пафоса  в  малом  объеме.  Высочайшая  плотность  текста,  почти  поэзия  по  количеству  внутренних  связей.  И  это  сочно.  Не  в  смысле  "вкусно",  тоже  не  люблю,  когда  определение  прилагают  к  литературе.  Именно  сочно,  переполнено  жизнью.  Кажется  - коснись  неосторожно  и  живой  сок  брызнет  на  тебя.  Как  помгранат  в   "Мареновой
 розе"  Кинга.

 Я  мало  что  могу,  но  выкладывать  иногда  стихи  Романа  Кужко  с  согласия  автора,  буду.
Tags: русская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment