Лев Толстой говорил, что только в кабаках двери открываются наружу, в душе человека они открываются вовнутрь.
"Энергия заблуждения" Шкловский
"Энергия заблуждения" Шкловский
Это большая читательская радость, видеть у хорошего писателя столь явный прогресс. Ксения Букша хороший. Но это не главное, главное, она - писатель. Признаюсь, настороженное отношение к молодым да ранним не миновало и меня: коли ты вундеркинд, так уж будь любезна, мелькни падающей звездой, дай нам повод вздохнуть: "А так много обещала", да и умолкни совсем. Она играет не по правилам. Растет, развивается, расширяет сферу охвата. входит глубже, где прежде было "под кожу", теперь в плоть, а то и вовсе до сердца.
Я не самый большой специалист по ее творчеству, начала прошлогодней "Рамкой", очарованность началом сменилась недовольством тоскливой недовоплощенностью финала. Еще, помню, сетовала на речевые характеристики героев, ближе к концу все голоса слились в монолог молодой обеспеченной образованной жительницы мегаполиса, которая немного страдает кукольными терзаниями, большнй же частью бесится с жиру. Но потом была ранняя "Манон" и мое потрясенное "ух ты!" - да она, оказывается, специалист по фондовым рынкам и всякому такому, от чего городской интеллигент (равно как и сельский) старается держаться подальше за неподъемностью пластов.
"Открывается внутрь" - третья ипостась многоликой Ксении Букши. Не прикладная политология "Рамки" и не биржевая аналитика "Манон", хотя не без того и другого. Социальная проза очень высокого уровня сопричастности. Это не чернуха и не "пугает-а-мне-не-страшно", но Петербург Достоевского два века спустя. Технический прогресс и общемировой рост уровня жизни снивелировали противоречия, описанные Федором Михайловичем, превратили глобальное в локальное, очаговое. Но полностью не изжили, это не в компетенции прогресса; и детдомовская девочка с подаренным спонсорами айфоном на больничной койке с кровотечением после выкидыша остается бедным человеком, который хуже ветошки. Кто-то должен возвысить голос в защиту униженных и оскорбленных, в современной русской литературе, старательно обходящей вниманием темы сиротства и неприкаянности, это делает Ксения Букша.
Из фагментарных историй, на живую нитку прихваченных линией движения в маршрутке 306, неприкаянного болтания между пунктом А, которого не жаль покинуть и пунктом В, где никто не ждет, трудно сложить цельную историю. Но можно, если читать внимательно. По крайней мере проследить некоторые вплетающиеся друг в друга фрагменты, хотя штекерного вхождения точно в пазы тут не будет. Да оно и не нужно. "Открывается внутрь", будучи сугубо реалистичным по исполнению, внутренним содержанием совершенный постмодерн. Не в ругательном смысле. Просто такой способ восприятия действительности, при котором создание целостной картины мира не является сверхзадачей смотрящего, но каждый фрагмент ценен как он есть. Всякая часть мира микрокосм и достойна отдельного рассмотрения.
Отличная книга и потрясающее читательское впечатление.