majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Проверка на дорогах".

  Когда  по  любимой  книге  снимают  кино,  испытываешь  смешанные  чувства.  Интерес:  как  это  будет.  Надежда:  вдруг  создателям  фильма  удастся  разглядеть  и  показать  миру  больше,  чем  увидел  ты.  Страх:  что,  если  "убьет"  произведение?  Примеров  второго  рода  исчезающе  мало.  Третьего - сколько  угодно.

Стругацким  не  везет  с  экранизациями,  стало  общим  местом.  Исключение  - "Сталкер",  но то  самостоятельный  шедевр,  в  нем  мало  от  "Пикника  на   обочине".  "Трудно  быть  богом"  любят  все.  Сомневаетесь,  наберите  в  поисковике  любой  социальной  сети  "Румата"  и  посмотрите  результаты.  Я  очень  хотела  видеть,  как  этот  фильм  сделал  Алексей   Герман,  но  знала,  что  не  судьба.  Потому  что  прежние  попытки  смотреть  фильмы  Германа  не  удавались.
 
  Говорят  "гениально",  начинаешь,  ничего,  кроме  мути,  серости,  тоски  и  безнадежности  не  видя.  В  какой-то  момент  критическая  масса   превышает  возможности  твоего  восприятия.   Уходишь,  если  в  кинотеатре,  выключаешь  -  если  дома.  Со  смутным  чувством  вины.  Так  было  с  фильмами  Алексея  Германа  и  на  просмотр  шестичасового  "Трудно  быть  богом"  найти  в  себе  сил  не  надеялась.
 
  Тут  первые  отзывы  подоспели.  "Мрак",  сказал  бы  Эллочка  Щукина  и  что  тут  прибавить.  А  потом  случайный  обрывок  обсуждения  нового  фильма,  инициатор  которого  отозвался  о  "Проверке  на  дорогах",  как  о  шедевре.  И  тогда,  следите  за  руками,  подумала:  если  умные  люди  говорят  так,  может  имеет  смысл  попробовать  все  же  досмотреть  один  раз  Германа?  После  не  так  страшно  будет  прикасаться  к  тому,  что  увидеть  хочу  и  боюсь.

  Я  посмотрела  фильм,  снятый  сорок  два  года  назад  и  пролежавший  на  полке  еще  четырнадцать.  Всего-то  и  нужно  было  преодолеть  отторжение  первых  пяти-семи  минут.  Серое  небо,  серая  земля,  серый  дождь.  Серая  дорога,  машина,  фрицы  угоняют  скот,  изможденные  грязные  крестьяне  смотрят  на  это  с  тоской.  Голос  за  кадром,  документальная  запись,  простонародный  выговор,  во  время  войны  рассказчица  была  девчонкой  и  жила  на  оккупированной  территории.

  И  все,  ты  там,  непостижимым  каким-то  образом  не  в  своей  уютной  действительности,  а  в  той,  где  война.  Где  горько  и  страшно,  и  голодно,  и  чудовищно  унизительно  жить.  Где  некому  за  тебя  заступиться.  Где  убегаешь,  бросив  дом  и  подхватив  детей,  к  партизанам.  Дальше  будет,  как  будет,  сейчас  по-другому  не  можешь.

  Они  живые  сейчас,  спустя  сорок  два  года  после  съемок  и  семьдесят  -  после  описываемых  событий.  От  них  и  от  фильма  такой  яркий  свет.  Мягкий,  почти  материнский  от  Локоткова  Роллана  Быкова.  И  нестерпимый  слепящий  от  Лазарева,  сыгранного  Владимиром  Заманским.  Как  можно  было  жить,  не  зная  этого  фильма?  Да,  о  войне,  но  для  меня  о  том,  как:  "человек,  упав,  поднимается  и  возвращается  к  Богу"  (В.Заманский).

Искренняя  благодарность whiteferz,  я  не  боюсь  теперь  смотреть  "Трудно  быть  богом".
Tags: культовое кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments