majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Лотерея" Кристофер Прист


      Обычно я предпочитаю литературу другого рода , романы Честера, с моей точки зрения, были о неудачниках и неудачах: персонажи его книг ничего не могли добиться, постоянно в чем-то сомневались, язык был полон недоговорок и иронии, герои совершали какие-то непонятные действия, которые ни к чему не вели.
"Островитяне" Кристофер Прист

  Есть твои и не твои авторы, а разобраться по какой из двух категорий отнести очередного, не составляет труда и не берет много времени - прочти десяток страниц и первое мнение готово. После откорректируешь, выделишь нюансы, обрастишь перекрестными связями, но радикальных изменений, как правило, не случается. Прист не прост, начало "Лотереи" - ну до чего хорош и совсем мой. Логичность. рассудительность, внимание к деталям, а герой, признаваться в соотнесении которого с собой противоречит принятым в литературных кругах правилам хорошего тона, и однако же, всякий читатель всегда соотносит, хотя бы и не признавался, а иначе зачем читать? А герой совсем как я: славный малый, мнящий о себе несколько больше, чем в реальности представляет, с сильной потребностью в самостоятельности; в непростых обстоятельствах, ищет утешения в автотерапии посредством написания текстов.

 
Только для чего автобиография? Ну, то есть, понятно: если можешь не писать, не пиши; если взялся писать - пиши о том, что хорошо знаешь, а себя любимого знает всякий. Ну или думает. что знает. А кроме того, это ведь в терапевтических целях, нет? Да, но три подряд. как-то уже перебор, не находите? И это странное пребывание на протяжении нескольких месяцев в доме с забитым сортиром, куда не удосужился вызвать золотаря. А сотворенная им Белая комната, которую описывает с такой тщанием, на поверку оказывается плодом фантазии. Постой-постой, так парень шиз? Или другие миры сквозят через него? И почему, в таком случае, он так неприятен, неопрятен, неблагодарен, асоциален? А с чего ты взяла, что человек. способный прозревать иные миры, непременно должен быть приятным во всех отношениях? Да ни с чего, но такой маргинал мне решительно не нравится и соотносить его с собой нет охоты. Не мой, - решаю, писатель Прист, - Закончу "Лотерею", а дальше читать не стану.

  И, кстати же. почему "Лотерея"? А вот это уже прихотливый изгиб авторской фантазии, отраженный в третьей автобиографии и совместившей в герое лузера из конца семидесятых прошлого века с величайшим удачником времен и народов, Кем еще можно счесть человека, который по случайно купленному лотерейному билету выигрывает не что иное, как бессмертие? Мой фирменный закон парности днем раньше подарил встречу с чудесным рассказом Алексея Грашина  "Когда же тленное сие", тоже о бессмерти; название непростое и рассказ далек о примитива, но совершенно дивный. Однако к "Лотерее": молодой человек из Джетры (Лондон в реальности "Архипелага грез") срывает джек-пот - курс процедур атаназии, позволяющих жить вечно, не болея и не старясь, который проводится в островной клинике.

  Его поездка на Архипелаг, знакомство и роман с девушкой Сери, отчасти заменившей возлюбленную героя Грацию (о да, женские имена в русской транслитерации - это то. за что автора хочется крепко пнуть). Так вот, поездка и сопряженные с ней моральные дилеммы: "тварь я дрожащая или право имею?"; "можно ли быть счастливым в мире. где столько народу страдают?"; "насколько твердыми останутся твои моральные принципы, если узнаешь о скорой смерти?" Во вселенной, смоделированной Пристом, сразу у берегов Альбиона начинается цепь островов: больших, малых, громадных, крохотных - которая тянется в бесконечность. Cложный темпоральный феномен не позволяет достоверно картографировать Архипелаг, даже и со спутника, а потому в современном мире эта территория (большая часть Планеты) остается неизученной terra incognita.

  В итоге, что сказать о книге? Занятная, очень многословная, в квазипсихологическом духе, столь ценимом покkонниками интеллектуальной литературы; чрезвычайно запутанная с героями, органически не вызывающими симпатии. НО! Отчего-то я продолжила "Архипелагом грез" и теперь заканчиваю "Островитянами". Что-то в нем все-таки есть. Что-то, не отпускающее так просто.
Tags: английская литература, пастиш, постмодерн, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments