majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"В лесах" П.И.Мельгиков (Андрей Печерский)



      Ох ты, матушка, Мать-Сыра Земля,
      Расступись на четыре сторонушки,
        Государь ты наш, родной батюшка, -
      Мы пришли на твое житье вековечное,
      Пробудить тебя ото сна от крепкого.
Представить не могла. как много она для меня значит. Я читала "В лесах" девицей, когда роман вышел по талонам на сданную макулатуру, must have позднего социализма. В условиях книжного дефицита, мы обязательно читали все, что распространялось этим способом: от "Таиси афинской" и "Лезвия бритвы" Ефремова до "Гойи" Фейхтвангера и невероятно унылой в последних томах эпопеи французского академика Дрюона. И Дюма, разумеется, в количествах, несовместимых с жизнью. Мельников-Печерский был "про староверов, как они там жили" - так мама сказала, когда я спросила, о чем это. Ну, не Таис, конечно, - отметила для себя, начав, - Но и не "Когда король губит Францию".

Прочла с немалым интересом и думать позабыла о книге на следующую треть века. Спроси меня неделю назад, что помню из романа, ответила бы - еда, оксюморонное, на взгляд советской школьницы, несоответствие перманентного постничества героев с обилием ломящихся от яств столов: пироги, орехи в меду, соленья да квашенья, четырнадцать видов грибных и ягодных закусок - при таком посте скоромиться не захочешь (нынешний мой стол таков и есть, к слову). Возвращаясь к "что помнишь", еще как девица от любви умерла. И только теперь, перечитав, понимаю, насколько глубоко это успело прорасти в меня, как определило выборы дальнейшей жизни и сколь много в ней помогло.

  В начале было Слово. Сказовая напевность  речи, помимо воли, на всю жизнь вошла в меня, еще и теперь удивляю собеседников архаизмами и непривычными речевыми конструкциями. Очень помогает разряжать напряженные ситуации и перенаправлять разговор в конструктивное русло. Потом работа. Быть купцом не стыдно и не зазорно, и требует сочетания многих умений, которых другие сферы не задействуют: постоянно держать в поле зрения множество вещей, чувствовать конъюнктуру, взаимодействовать с очень разными людьми, быть мобильной, не бояться рискнуть и потерять значительные суммы, превыше всего ценить свободу и невовлеченность в жесткую иерархическую структуру. Так свою профессиональную жизнь и выстраивала - благо Союз прекратил существовать, а пример мне эта книга показала. Теперь можно к базовым вещам.

  Система ценностей, его образ (не его одного, конечно) дал мне точку опоры. Патап Максимович Чапурин не просто мой герой. Влюбиться в него не могла бы, но хотела быть им. Сильный, хваткий, умный, рачительный и тароватый, деятельно добрый, не лишенный амбиций и честолюбивый, но превыше выгоды и возможностей социализации ставящий моральный закон внутри. Боюсь, такой стать не сумела, зато муж у меня в точности такой - встретив, не упустила. И все эти разные разности, не исключая религиозности - не ханжески начетнической и показной. но религиозности, как потребности соотносить все, что делаешь, с требованиями твоей миссии на земле, в этом тоже немалая часть влияния книги Мельникова-Печерского.

  Что-то получается не о романе, а о себе, роман читавшей. Но о книге и без меня наговорят много разных слов, боюсь, добрых среди них немного отыщется. Как же, мракобесие, апология раскола. Поймите же вы, раскольничество не главное тут. Да, удельный вес этого рода сведений от общего объема велик, но фольклорная, языческая составляющая почти вровень. А потрясающие картины природы. А любование бытом заволжан, которые блюдут себя, стремятся жить лучше, овладевают ремеслами, при том,что иллюзий об "умном честном" народе автор не питает. А дивной красоты и образности язык, когда сегодня вы встречаете такой в "Тоболе" Иванова, вас не корежит ведь, отчего к Мельникову претензии?   

  Очень хороши женские образы и судьбы. Такой совершенно некрасовский плач по горькой судьбе нашей сестры. Куда ни посмотри, везде зависимость, бесправие, необходимость подчиняться суровым и жестоким установлениям. Одна только сфера предоставляет умной сильной амбициозной женщине возможность достойной самореализации, скиты - стать посредницей экстра-класса между Богом и паствой. предаться истовому служению. И это возможность выхода, которого никонианская церковь даже не рассматривала, в определенном роде предтеча русского феминизма.

  Вы скажете, что больно нежны здешние женщины, от любви то умирают, то при смерти. А я отвечу, что не мог автор описывать криминального аборта,последствия которого наверняка стали фатальными для Насти. Что до Манефы, едва пережившей встречу с былым возлюбленным, там ведь уйма факторов в действие вступают, начиная от телесного голода молодой еще (ей около тридцати семи должно быть) женщины, похоронившей себя заживо. А есть те самые амбиции: ты вот служишь себе поманеньку христову службу, а человек вона сколько невзгод претерпел, подвиги какие ради веры совершал. И ты встречаешь после долгой разлуки его, осиянного славой. Да и бедна ведь была событиями, возможностью общения тамошняя жизнь, не в пример нашей сегодняшней, потому и предавались женщины с такой страстью тому, кого почитали суженым.

  Хороша в романе остросюжетная линия фальшивого золота и ассигнаций. И замечательно передано ощущение прессинга со стороны властей предержащих, во всякую минуту готовых обобрать до нитки вверенных попечению граждан. Постоянная готовность русского человека к каверзам от тех, кто им управляет - она и теперь куда как актуальна, к сожалению. Отличная книга, спасибо. 
Tags: русская литература
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments