majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Манюня" Наринэ Абгарян



Шагаю в кепочке, малокозырочке,
А у самого темени дырочка.
Песня хороша, развернись душа,
Кто сказал, что мы плохо жили? Ша!

Эта книжка настоящая бомба и сейчас у меня ощущение, что все, кто есть кто-то, прочли ее еще в 2010-м. Обманчивое, конечно, если бы резонанс впрямь был так велик (слух пройдет обо мне по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык - ну, вы понимаете), то узнала бы о "Манюне" раньше нынешнего лета. А между тем, до Книжного Фестиваля на Красной площади этой девочки не знала, а об авторе если что и слышала, то краем уха и с чувством "надо бы познакомиться при случае". Однако фестиваль прошел, отец-основатель Аудиокнижного Клуба выложил видео конкурса юных чтецов, где победительница Лиза Хвостикова прочла отрывок о влюбленности и Манюня стала быть для меня.

И, будто шлюз прорвало, сразу же о ней заговорило все в моем книжном пространстве: социальные сети, телевизор, радио, кажется даже стиральная машина и холодильник. Не читать стало невозможно, но малых детей в ближнем круге нет, потому еще некоторое время сопротивлялась. Еще четыре месяца. Прочла-прослушала. Хорошо. Очень хорошо. Замечательно. Не идеально.

  Объясняю. В мире, где есть рассказы Фазиля Искандера о Чике, все, что будет написано в юмористическом ключе о детях на этнических окраинах, вольно или невольно станет соотноситься с ними и сравнение не будет в пользу вновь написанного, если только оно не сумеет превзойти Чика. Манюня в пыль не попадает. Да,забавно и занятно. и да, в детстве мы все много пакостили не в силу склонности к девиантному поведению, но исключительно по причине избытка энергии, соединенного с незнанием правил игры. Порой наши шалости бывали забавными, но большей частью становились источником неприятностей и страхов.

  А культивируемых страхов тогда было много. Что американцы начнут ядерную войну, (нападут китайцы, потому что я жила в Казахстане); что отправят в класс ЗПР (запоздалого психического развития), если будешь плохо учиться или поставят на учет, если станешь плохо себя вести (исключат из пионеров, испортят характеристику, объявят выговор с занесением в личное дело). Что заболеет и умрет мама. Изо всех, этот главный единственно имел право на жизнь, остальные были идеологически обусловленными, но чудовищный прессинг государственной машины не миновал никого из моих ровесников. Это есть у Фазиля Искандера (как писать частицу "не" в нашей солнечной стране?") и этого совсем нет в Манюне.

  Мы, тогдашние, были сложнее, мы интуитивно учились постигать эзопов язык, читать между строк, переводить с русского на понятный. Мы смеялись над барабанной пустоты лозунгами, вроде "Все лучшее - детям". Мы с подружкой Наташей примерно с год по пути из школы до дома сочиняли романный сериал о приключениях Аллы Розочкиной (апофеоз гламурной милоты в нашем понимании) и ее антагониста Жопана (страшного уродца и охальника, и, о ужас!, антисоветчика!). Чего там только не было, каких погонь, интриг, расследований и головокружительных приключений. Не раз Жопан похищал особо гадких учителей и одноклассников, которых доброй Аллочке вменялось в обязанность спасать, но прежде мы успевали их хорошенько помучить   Эта романная терапия позволяла выпустить пар и как-то существовать в мире тотальной липкой лжи.

  Нет, тогдашняя наша жизнь не была хорошей, в датском королевстве к началу восьмидесятых прогнило все, что могло прогнить, а девочки из "Манюни" словно бы в каком-то заколдованном сне млеют. Я уж не говорю о том. что сестричка Карина в наших тамошних реалиях была прямым кандидатом на учет в детскую комнату милиции. Хотите честную современную книгу о детстве того времени? Почитайте "Город Брежнев" Шамиля Идиатуллина. А так, для радости, и "Манюня" сойдет. 
Tags: русская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments