majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

"Письма с Дальнего Востока и Соловков" П.А.Флоренский

Он мой герой. Этим сентябрем сравняется четверть века знакомству с работами Павла Александровича, а ясная радость нахождения ответа на вопрос, который терзал долгое время, звенит во мне, будто это случилось вчера. Каждый переживал свои кризисы и вспомнит, что позволяло понять: "ты не жертва обстоятельств и людской злобы, по незнанию совершала ошибки; не вини себя, не вини других; встань и иди дальше - жизнь продолжается". В моем случае рукой друга, протянутой издалека, стала работа Флоренского "Имена": Накренившийся мир со щелчком встал в пазы, а света в конце туннеля не понадобилось, потому что никакого туннеля не было. Бесстрастный счетчик ЛЛ доложил. что приближается рецензия номер тыща, и не то, чтобы я придавала какое-то особое значение финтифлюшкам, но тысячный по счету текст хочу посвятить ему. Человеку, которым благоговейно восхищаюсь. Герою, подвижнику, ученому, изобретателю, священнику, наставнику, мужу и отцу, универсальному гению.

Решивших искать сведений о нем в Вике, предупреждаю: с Павлом Флоренским тот редчайший случай, когда обычно толерантную умницу-википедию хочется придушить. Такое ощущение, что автор статьи имел к ее герою личные счеты, для сведения каковых использовал народно-любимый ресурс. Со страниц статьи на вас глянет клирик мракобес, отрицающий учение Коперника; воинствующий панславянист антисемит, убежденный в использовании евреями при отправлении религиозных обрядов крови христианских младенцев, идеолог тоталитаризма, оправдывавший Гитлера и Сталина, да к тому же и с сексуальной ориентацией у него что-то не то. В общем - не бывает наказания без вины и поделом, что на Соловках шлепнули.

  Люди,не верьте этой чуши, я прочла без малого восемь сотен страниц писем, писаных Павлом Александровичем в годы заключения и могу присягнуть перед любым самым высоким жюри - ни словом, ни намеком не возникает в них ни одна из помянутых в предыдущем абзаце тем. Да, письма из мест заключения перлюстрировались, но не думаю, чтобы цензор стал вымарывать антисемитские высказывания, буде они сыскались бы, а уж тем более утверждения натива, что земля имеет форму чемодана, кабы он вздумал их высказать в личной переписке.

  О личной переписке и чтении писем, не тебе адресованных. Да, я тоже считаю, что вторгаться в личное пространство человека некорректно, а потому оставляю на совести докучных читателей обсасывание скабрезностей, найденных ими в письмах Пушкина к Наталье Николаевне, но в случае писем Флоренского несколько иная ситуация. Волею обстоятельств, письма к семье стали последним, самым обширным по объему; невероятным по всеохватности тем и разнообразию стилей трудом ученого, философа, писателя. И рассматривать их имеет смысл именно с этой точки зрения. Как творческое наследие, как завещание потомкам, квинтэссенцию жизненного и творческого пути.

  В "Письмах" отразилось чрезвычайно сложное внутреннее устройство интеллектуальной и духовной жизни человека, стоявшего у истоков ленинского плана ГОЭЛРО и ратовавшего за защиту памятников истории; того, кто вынужденно, в местах отдаленных занимался изучением вечной мерзлоты и водорослей, совершив ряд изобретения, что по сей день используют. Если хотя бы приблизительно попытаться оценить важность проделанной им работы, связанной с промышленным освоением  водорослей, доход народного хозяйства исчислится миллиардами долларов. И это в условиях, нисколько не напоминающих оборудованную научную лабораторию, практически с нуля и на пеньке. А мог успеть много больше, только вот стране не нужны были универсальные гении. С ними труднее, чем с серой посредственностью, знающей свой шесток.

  Как-то я очень увлеклась народохозяйственным пафосом и не сказала о том, что письма Павла Александровича к близким (большую часть времени заключения он имел право писать по четыре письма в месяц, которым пользовался в пропорции: три жене и детям и одно матери). Детей у Флоренских было пятеро, старший сын Вася женился и стал отцом в годы отсутствия П.А. Так вот, в каждом письме он находил возможность поговорить с детьми на интересующие их темы, связанные с учебой, становлением личности, общим развитием. По сути некоторые из них - это лекции по специальным разделам физики,химии, математики; узкоспециальным дисциплинам кристаллографии (Василий, Кирилл), фотографии (Ника), тригонометрии (Ольга), биологии и географии (Тика). Это потрясающе хорошо,с каждым говорится словами и на языке, понятном именно ему. Меня ввергало в тихий ужас, смешанный с благоговением, обилие физических и химических формул, которых по малой своей образованности не могу разобрать.

  Но когда речь заходит о литературе, музыке, живописи - письма Флоренского подлинный Клондайк для взыскующего знаний. Четкие, емкие, ясные характеристики, продуманные до мельчайших деталей формулировки - краткий курс истории искусства и литературы. Таким он был. Требовательным к себе, нежным, любящим, заботливым. Знаете, он и с Соловков находил возможность финансово помогать семье, отсылал деньги за изобретения.

Русские люди обычно думают, что хороших результатов можно добиться внезапным натиском на работу. Да, можно, и натиск иногда совершенно необходим; но успешен он бывает только тогда, когда ему предшествует накопление, упорный и невидный труд, в котором проходили годы. Без этой подготовки натиск, даже самый блестящий, дает результаты непрочные и ненадежные, чаще же всего вовсе не достигает цели. Тогда наступает разочарование, уныние и сомнение в самой цели-обычная судьба большинства наших соотечественников. Вот почему я всегда твержу о необходимости упорно и постоянно работать, чтобы не было впоследствии срывов и судорожных приступов, когда приходит время подводить итоги. В этой подготовительной стадии надо прежде всего овладеть основными вспомогательными средствами всякой работы. Это, именно: 1° привычка к систематической работе и экономия времени; 2° привычка и умение закрепляет сделанное, для чего нужна отчетливая и систематизированная запись; 3° овладение языком- точной, компактной, грамотной и изящной речью; 4° овладение иностранными языками, хотя бы до степени чтения книг; 5° овладение методами математической обработки данных опыта; 6° овладение фототехникой; 7° умение чертить и рисовать-не художественно, но свободно, грамотно и достаточно изящно. Я добавил бы к этим предпосылкам еще, тоже необходимых, но в настоящее время труднее достижимых. Это: знание древних языков; знание истории вообще, а науки и техники-в особенности; овладение основными философскими понятиями; знакомство с искусством. И-ставлю нарочно отдельно, чтобы подчеркнуть, -во всякой работе должна быть четкая целеустремленность: работая, надо знать, для чего работаешь, к чему именно стремишься; а чтобы знать это, надо ясно понимать, какие именно задачи стоят в современности как подлежащие разрешению и, по возможности, ориентироваться на них. Ho под современными задачами я разумею не непременно те, которые кем-либо указаны, а похуществу ждущие своего решения, хотя бы никто о них не говорил: каждый должен самостоятельно уметь отыскивать наиболее современное и насущное.
Tags: история, русская литература, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments