majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Храбры Древней Руси" Вадим Долгов

Где война – там тебе и списочки, и регистрация, и обувь тюками, и зерно мешками. Там каждого человечка, каждую скотинку возьмут на учет и заберут. Известно ведь: не будет порядка – не развоюешься.
«Мамаша Кураж» Бертольд Брехт
Это может быть глубоко противно самой концепции нашего миропонимания, но война на протяжении всей истории человечества была и остается частью жизни. Не самой малой. Есть работа Созидания, работа Сохранения и работа Разрушения. К последней категории, в числе прочего, относится Смерть. Как ею не перестанет заканчиваться каждая жизнь, даже если мы зажмуримся, заткнем уши и не захотим ничего знать о смерти, так Война никуда не исчезнет, какие бы пацифистские взгляды мы ни исповедовали. Невозможно понимать историю без понимания места которое занимала в ней война. Великие державы испокон веку прирастали завоеваниями и никогда процесс не был мирным. Носители русского языка и ментальности часть одной из таких, эта книга расскажет об истории военного дела на Древней Руси.
С чего все начиналось, из кого состояли дружина и ополчение, какими были тактические и стратегические приемы ведения военных кампаний; доспехи, оружие, особенности поведения в пешем и конном бою; воспитание; влияние классовости и кастовости; основные враги: половцы, хазары, печенеги, орда, рыцари; опасность, исходящая от отдельных и чему научило противостояние с каждыми; боевая магия.

  К последнему по порядку, но не по значению, небольшой комментарий, Вадим Долгов твердо стоит на позициях материализма и всякий раз. как речь заходит о магической составляющей сознания предков, считает своим долгом подчеркнуть: все, не одобренное официальной парадигмой современной исторической науки, есть мракобесие и антинаучная ересь. В лучшем случае отводя магии роль плацебо: а действовало потому, что человек верил в действенность магических средств, таковы были глубинные установки его сознания. На том и остановимся, серьезному историку, занятому популяризацией науки, приходится идти по тонкой грани между академизмом и беллетристикой, будучи готовым отразить упреки поборников науки в недостаточной точности, в этом смысле по поводу магии лучше занять официально добренную позицию.

  Книга разбита на девять глав, заглавием каждой служит цитата из летописных источников. Первая "О светло-светлая и красно изукрашенная земля русская" обзорная, рисует перспективу, объясняет читателю (книга рассчитана на широкого) основные понятия, с которыми придется иметь дело в ходе чтения. Вторая расскажет об особенностях отношения князя и дружины, достаточно отлчных от западноевропейского типа отношений вассал-сюзерен, знакомого по многим литературным источникам. Не обойдет вниманием и коренного отличия русского богатыря от европейского рыцаря с точки зреня сословно-имущественного происхождения. Если в европейской традиции рыцарем (читай - знаменитым воином) мог стать лишь дворянин, на Руси богатыри происходили из разных слоев, что отражено в былинах и летописях.

  Третья глава "Того же дни и на конь его всади" посвящена подготовке воина с малолеттва. У нас не было западного института военных школ и лагерей, предпочтение отдавалось наставничеству по индийскому (гуру) или японскому (сэнсей) типу: один ученик у одного наставника, находясь в учении, он перенимает всю премудрость учителя. Интересно было узнать о ступенях воинской инициации, таких как постриг и посажение на коня. Если первый языческий ритуал благополучно пережил христианизацию Руси,отчасти в силу созвучности монашескому постригу, то упоминания второго почти потеряны - уж слишком сильно отдает он язычеством. 

  Четвертая "Он же дасть ему бронь, щит и меч" рассказывает об особенностях вооружения и доспехов древнерусских воинов. Каким воевали, что перенимали в ходе взаимодействия у соседей-врагов; как изготовляли, откуда импортировали; в чем было отличие оружия и доспеха дружинников от того же ополченцев. Честно? Было очень интересно, оружие во все времена аккумулировало высочайшие достижения научно-прикладной мысли. Нравится нам это или нет, но война один из основных двигателей прогресса - не будешь шагать в ногу со временем и перенимать новейшие достижения - не выживешь. Мне, не державшей в руках ничего, кроме рапиры, и представлявшей саблю едва ли не игрушечной, в сравнении с мечом,было странно узнать, что сабля может быть тяжелее меча и управляться с ней в бою сложнее.


  Поглавный пересказ бесполезен и бессмысленнен, всегда лучше читать книгу, а эта стоит того, чтобы быть прочитанной. Добавлю только рассказ об эпизоде. который на меня произвел большое впечатление. Рассказ о Владимире (да-да, Красно Солнышко), Рогнеде и сыне их Изяславе. Когда князь решил взять новую жену, Рогнеда (которую взял силой, убив ее отца и братьев) покушалась на его убийство. На пощаду надеяться не приходилось, супруг повелел опальной жене одеться в платье, в котором венчалась на княжение и ждать его в своих покоях (надо полагать, чтобы саморучно привести приговор в исполнение). но с Рогнедой был их пятилетний сын Изяслав, а маленькие княжичи учились обращаться с оружием, едва начав ходить и его детский меч был при нем. И вот когда Владимир вступил в покой Рогнеды, Изяслав вышел вперед, обнажил свой маленький меч: "Отец, ты думал, ты один здесь?" - "Кто ж знал, что ты-то здесь?" - ответил Владимир, бросил меч (знак поражения) и отпустил жену с сыном в почетную ссылку. Оттолкнуть ребенка и на его глазах убить мать, князь не решился.

  Как по мне, если бы создатели печально известного "Викинга" вместо невразумительно-утомительных языческих плясок на капище ввели в фильм этот эпизод, он много выиграл бы в сравнении с тем, что получилось. Хотя то кино ничем не исправить, мда. Хотите знать, как все было на самом деле, почитайте Долгова. 
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments