Иван Литвинов человек молодой, сорок лет в современном мире начало поры расцвета; а сделал уже столько, сколько другому и за век не успеть. Он мой любимый актер, хотя ни в одной сценической или кинороли видеть не довелось. Как показала практика, это и не обязательно. Женщина любит ушами, сегодняшняя жизнь дает возможность совмещать чтение с активной деятельностью (слава прогрессу, интернету и аудиокнигам), а этих последних Иван озвучил без счета. И как!
Первая встреча, вместе с мгновенным четким осознанием - этот человек потрясающе хорошо читает, случилась не так давно - прошлая осень и "Тобол" Алексея Иванова. Может быть потому, что слушаю аудиокниги всего года полтора; может не совпадаю с Иваном в преференциях, а некоторую часть озвученного им прочла еще прежде глазами. Так или иначе, "Много званых" стало невероятным открытием: единственный мужской голос может звучать так, что ты слышишь (да что слышишь - воочию видишь!) полторы дюжины человек, всякий со своим характером, манерой: так он ходит, наклоняется, смотрит; вот рассуждает об отвлеченных вещах, а вот о насущных. Читаемые им персонажи, не только становились зримыми, но облекались плотью. Может быть еще и поэтому, в голову не придет смотреть сериал, снятый по книге - зачем, когда уже есть идеальное воплощение?
С тех пор имя Литвинова в списке озвучивающих стало достаточным основанием, чтобы слушать книгу, вне зависимости от предыдущего к ней отношения. Нет-нет. никаких радикальных изменений, и маркиза де Сада, буде Ивану придет в голову его начитать, скорее не возьму. Но с "Посмертными записками Пиквикского клуба" история иная. Нежная и с детства любовь к Диккенсу не помешала прийти к выводу, что некоторые его книги совершенно не для меня. Неоднократные попытки браться за роман с незавидным постоянством приводили к тому, что бывал он откладываем с аттестацией "фигня какая-то" и горьким пониманием - не доросла ты, матушка, до некоторых вещей.
Так вот, в этот раз за Сэмюэля Пиквика побудило взяться именно известие, что есть книга в исполнении Ивана Литвинова и книга эта хороша необычайно. "Хочу" - сказала, и тотчас принялась слушать, не смущаясь ни долгим временем звучания, ни прежним отсуствием любви к роману. С Литвиновым все получится. И таки да, с ним совсем иначе. Это даже не ты погружаешься в мир викторианской Англии, но она сама приходит к тебе, окружает, окликает, улыбается, кивает, приветливо помахивает рукой, кланяется, хмурит брови, горланит непристойные (самую малость) песни, грозит кулаком, дергает за полу платья. толкает, пинает, дает подзатыльник, приседает в реверансе.
Да-да, я понимаю, что Англия Диккенса во-многом условна и многие вещи, являющий собой предмет пристального внимания современных авторов, он оставляет за кадром. Ну, просто потому что о них не принято было говорить. И еще потому, что Диккенс поднял столько тем, какие не поднимались прежде или осветил и показал под другим углом знакомые, что ему не нужно было концентрировать внимание на тех, что не вошли в круг его тем. Но Англия Диккенса - такая, какой я всегда хотела ее слышать-видеть-обонять-осязать; она здесь, со мной, воплощенная в голосе Ивана Ливинова.
И я не знаю, как ему это удается, не иначе магия высочайшего профессионализма, помноженного на труд и талант, но он подарил мне живого Пиквика (чуть похожего на мультяшного Друппи), и толстуна Тапмена, и милого неуклюжего Уинкля. А каков Сэм Уэллер - такому в прыжке отдаться, несмотря, что слуга: спокойный, уверенный, ироничный и умничка же! А мерзавец Джингль с его отрывистыми репликами, пассаж о матери семейства,которая ела сэндвич, путешествуя на крыше почтового дилижанса, не пригнула голову под аркой моста и, ах, да вот же:
Ужасное место страшная опасность, недавно пятеро детей, мать - женщина высокая, ест сандвич об арке забыла, кррак, дети оглядываются - мать без головы. В руке сандвич - нечем
есть
С тех пор имя Литвинова в списке озвучивающих стало достаточным основанием, чтобы слушать книгу, вне зависимости от предыдущего к ней отношения. Нет-нет. никаких радикальных изменений, и маркиза де Сада, буде Ивану придет в голову его начитать, скорее не возьму. Но с "Посмертными записками Пиквикского клуба" история иная. Нежная и с детства любовь к Диккенсу не помешала прийти к выводу, что некоторые его книги совершенно не для меня. Неоднократные попытки браться за роман с незавидным постоянством приводили к тому, что бывал он откладываем с аттестацией "фигня какая-то" и горьким пониманием - не доросла ты, матушка, до некоторых вещей.
Так вот, в этот раз за Сэмюэля Пиквика побудило взяться именно известие, что есть книга в исполнении Ивана Литвинова и книга эта хороша необычайно. "Хочу" - сказала, и тотчас принялась слушать, не смущаясь ни долгим временем звучания, ни прежним отсуствием любви к роману. С Литвиновым все получится. И таки да, с ним совсем иначе. Это даже не ты погружаешься в мир викторианской Англии, но она сама приходит к тебе, окружает, окликает, улыбается, кивает, приветливо помахивает рукой, кланяется, хмурит брови, горланит непристойные (самую малость) песни, грозит кулаком, дергает за полу платья. толкает, пинает, дает подзатыльник, приседает в реверансе.
Да-да, я понимаю, что Англия Диккенса во-многом условна и многие вещи, являющий собой предмет пристального внимания современных авторов, он оставляет за кадром. Ну, просто потому что о них не принято было говорить. И еще потому, что Диккенс поднял столько тем, какие не поднимались прежде или осветил и показал под другим углом знакомые, что ему не нужно было концентрировать внимание на тех, что не вошли в круг его тем. Но Англия Диккенса - такая, какой я всегда хотела ее слышать-видеть-обонять-осязать; она здесь, со мной, воплощенная в голосе Ивана Ливинова.
И я не знаю, как ему это удается, не иначе магия высочайшего профессионализма, помноженного на труд и талант, но он подарил мне живого Пиквика (чуть похожего на мультяшного Друппи), и толстуна Тапмена, и милого неуклюжего Уинкля. А каков Сэм Уэллер - такому в прыжке отдаться, несмотря, что слуга: спокойный, уверенный, ироничный и умничка же! А мерзавец Джингль с его отрывистыми репликами, пассаж о матери семейства,которая ела сэндвич, путешествуя на крыше почтового дилижанса, не пригнула голову под аркой моста и, ах, да вот же:
Ужасное место страшная опасность, недавно пятеро детей, мать - женщина высокая, ест сандвич об арке забыла, кррак, дети оглядываются - мать без головы. В руке сандвич - нечем
есть
Невероятно, правда? Но вы не можете представить, как это звучит у Литвинова. Да, Диккенс стоял у истоков черного юмора, какая уж тут ирония, традиционно ему приписываемая. Но разве могла бы я узнать любимого писателя с этой стороны, когда бы не аудиокнига. Объем большой, слушаю не спеша и хватит этим темпом до конца месяца. Но я и теперь уже вижу, это великий и, вопреки первоначальным заблуждениям,совершенно мой роман. Огромное читательское спасибо и земной поклон Ивану Литвинову.