majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

О социокультурных кодах.

  Интересно,  такая  простая  и  широко  используемая  вещь,  а  определения  не находится.  И  статьи  в  Википедии,  которая  знает  все  обо  всем,  на  эту  тему  нет.  Скажу,  как  сама  понимаю,  не  претендуя  на  академичность.  Социокультурный  код -  это  набор  знаков,  пользуясь  которыми,  люди  одного  круга  безошибочно  опознают  своих,  одновременно  сообщая  о  собственной  принадлежности  к  этому  кругу.
Самые  явные -  считываемые  визуально.  Если в  девочке  больше  ста  восьмидесяти  сантиметров  роста,  значительная  часть  из  которых  приходится  на  ноги  и  меньше  шестидесяти  килограммов  веса,   мы  не  ошибемся,  предположив,  что  она  модель.  А  когда мужчина  средних  лет  выходит   из  автомобиля  представительского  класса  не  с  водительского  места  и  дверь  перед  ним  открывает  другой  мужчина  (который  может  быть  горой  мышц,  а  может и  не  быть,  но  сила  в  нем  чувствуется) -  это  человек,  обладающий  деньгами  и  властью. .
  Менее  явные,  поведенческие,  с  одного  взгляда  не  прочтешь.  Но  мне  понравилась  фраза  знакомой  девушки:  "такое  впечатление,  что  люди  не  с  ножа,  с  топора  ели",   "О,  некоторые  даже  не  с  топора - с  вил,  сразу  после  уборки  навоза", -   дополнила  тогда.  Вроде и  добавлять  ничего  не  нужно.  Третья  группа  обнаруживает  себя  в  речевом  общении.  То  есть,  пока  человек  не  раскрыл  рта,  он  может  казаться  довольно  милым.
   Но  неправильное  ударение  в  словах  "звонишь"  или  "каталог"  (актуально  для  женщин),  мгновенно  оповестит  собеседника  об  уровне  предполагаемого  удовольствия  от  общения.  Есть  еще  универсальные  литературные,  среди  которых  безусловно  лидируют    Ильф  и  Петров  (для  поколения,  рожденного  в  семидесятых  и  людей,  старше  на  тридцать-сорок  лет).  И  такие  же  кинематографические,  тут  кодовые  фразы  из  фильмов  Рязанова,   Данелия,  Гайдая.
  Еще  есть  коды  для  узкого  круга.  Мы  с  подругами,  к  примеру,  пользовались  двумя  фразами:  "нам  не  пишут  из  Янины",  перифраз  из  "Графа Монте-Кристо"  для  обозначения  того,  что  очередного  поклонника  поглотило  житейское  море.  И  "цивилизация  добралась  в  Ильеус",  из  Жоржи  Амаду,   которой отмечали  очередное  торжество  совкового  идиотизма  в  неуловимо  провинциальной  азиатской  столице,  откуда  родом.
  Сегодня  пласты,  которые  казались  незыблемыми,  сдвинулись.  Нынешние  двадцатилетние  не  улавливают  и  не  подхватывают  фразы  из  фильмов  и  книг,  которыми  равно  свободно  пользовались  мы  и  поколение  наших  родителей.  Их  альфа  и  омега - Гарри  Поттер,  есть  свой  двубуквенный  код,  "ГП".  И  много  фильмов,  сериалов,  книг,  которые  даже  будучи  увиденными,  не  займут  для  нас  кодовой  ниши.  Но,  приятной  неожиданностью,  почти  подарком,  стало  для  меня  то,  что  нежно  любимого  "Швейка"  цитирует  куда  больше  людей,  чем  смела  предполагать.
 
Tags: коммуникация
Subscribe

  • "Движение" Йон Айвиде Линдквист

    "11.22.63" от шведского Кинга Если мы не можем собраться вокруг света, то собираемся вокруг тьмы. Смерть Улофа Пальме не стала…

  • "Тревожные люди" Фредрик Бакман

    Мятный синдром Мы не хотим, чтобы у наших детей были свои мечты и не хотим, чтобы дети пошли по нашим стопам. Мы сами хотим идти по их…

  • "Росмерсхольм" Генрик Ибсен

    Белые кони Росмерсхольма - Самых важнейших моих произведений никто не знает, никто, кроме меня самого. - Почему же? - Потому что они не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments