majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Зеркальный вор" Мартин Сэй


Не секрет, что нас более всего волнуют и вдохновляют произведения, лишенные четкой формы. А все потому, что они перекладывают на читателя задачу их завершения, выискивания в них смысла. И в результате мы неизменно находим самих себя.
С четкостью формы у Мартина Сэя порядок: когда берешься выстраивать рассказ, герои которого действуют в трех временных пластах, необходимо уважительно относиться к четкому структурированию. В противном случае, повествование рассыплется на разрозненные кусочки пазла, в которых самый благожелательно настроенный читатель не сумеет найти смысла. А в "Зеркальном воре" много смысла, что ли? Конечно. Это история поисков и нахождения своего места в мире, своей и его внутренней сути, которые начались книгой стихов. Ох, как романтично!  Никакой романтики, томик стихов Эдриана Уэллса: не то поэма, не то стихотворный цикл, по всему, не должен был попасть в руки пятнадцатилетнего бродяги Стэнли. Книгу издали смехотворным тиражом экземпляров в триста, две сотни из которых по сей день пылятся на чердаке у автора, а третья часть разошлась на подарки родственникам и знакомым кролика.
И это не любовная лирика, интереса к которой было бы естественно ожидать от одинокого. лишенного ласки и заботы, подростка. Нет, "Зеркальный вор" (а название книги Уэллса совпадает с заглавием) рассказывает о некоем Гривано, авантюристе, солдате, шпионе, алхимике, чья миссия - выкрасть из Венеции секрет изготовления зеркал. Промышленный шпионаж в особо крупных размерах. Чи-во,  шпионаж - это абсолютное оружие, несметные сокровища, священные реликвии, на худой конец. Зеркала для Венецианской Республики были всем этим и многим другим - возможностью создавать уникальный товар, предмет роскоши, пользующийся неизменным спросом и запрашивать за него собственную цену. Монополия, как шелк в Китае. Вы можете представить себе дом, лишенный зеркал в современном мире? То-то же. Гривано охотится за секретом зеркал, вовлекаясь в отношения со многими людьми: от нищей бродяжки до венецианского сенатора, по касательной его истории скользнет Джодано Бруно. который не произведет на героя впечатления, покажется одиозным выскочкой (как часто бывает в жизни).

  Итак, первый слой "Зеркального вора" - история Гривано, персонажа книги стихов, которые в самое сердце поразят парня по имени Стэнли Гласс, никаких стихов и вообще никаких книг прежде не читавшего. Что, так хороши? Скверные вирши, переполненные многозначительными аллюзиями и намеками на высшее знание, которым автор, предположительно, владеет. Все как принято в мистической литературе. Отчего же этот Стэнли так зажегся? Главным образом потому, что смутно чувствует в себе обладание неким даром, способностью, которой лишены другие. Это отделяет его от людей, делает одиноким при внешних, даже несколько утрированных, легкости в общении и умении контактировать. Когда в тебя положен талант, ты должен дать ему прорасти, в противном случае он задохнется и отравит тебя, обратит в зомби,только внешне похожего на живого человека. А этот мальчик намерен быть живым. Книга может научить Стэнли, как обращаться с талантом, он это чувствует и вместе с приятелем, нелегальным эмигрантом мексиканцем Клаудио отправляется на поиски автора. А находит поэтов и писателей "разбитого поколения", нашедших приют в Венеции на окраине Лос-Анджелеса.

  И это будет вторым слоем романа. А третий, мягкое ретро, относительно дня сегодняшнего, 1995 - человек по имени Кертис отряжен теневым воротилой Дэеймоном (говорящее имя для человека, знакомого с основами эзотерики) на поиски того самого Стэнли. Они знакомы с детства Кертиса, объект поисков был другом его отца и мальчик рос, восхищаясь необычным человеком, которым сумел стать (талант не умер) этот человек. Кертис в прошлом военный полицейский, теперь на пенсии и приработок не повредит. но дело не в деньгах, вы ж понимаете. Он чувствует, что Стэнли в серьезной опасности, предполагает (не без оснований), что тот серьезно болен и ему может понадобиться помощь, а потому, лучше, чтобы Кертис, нашел прежде других ищеек Дэймона.


  Это хорошая, умная, наполненная многими интересными сведениями, книга. Довольно сложная для неподготовленного читателя, но человек достаточно эрудированный, найдет в ней многие источники удовольствия. Нет, не шедевр. Да, "сделланный" роман, но сделанный мастерски и изящно.
Tags: американская литература
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments