majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Жизнь и любовь дьяволицы" Фэй Уэлдон.



«Я стала ведьмой от горестей и боли, поразивших меня»
«Мастер и Маргарита» Булгаков.


У героини «Жизни и любви дьяволицы» все серьезнее и куда более грустно. Женщину с библейским именем Руфь ее горести и беды сделали дьяволицей, да не на время, а, похоже, навсегда. И что может быть ужаснее, чем потерять себя навек? Я люблю Фэй Уэлдон. Как любят доброго друга, протянувшего руку, когда вокруг тебя совершенный вакуум. Она сделала это: появилась в беспросветном одиночестве первых месяцев российской жизни, заговорила на том языке, которого мне так не хватало (есть много видов русского языка, знаете?); протянула руку, сказала: «Эй, ты не одна!». И я благодарна ей за «Сердца и судьбы», которые читала в одно время по кругу.

И я перечитала после большую часть написанного ею - могло ли быть иначе? - ни в одной из книг не найдя сотой части того, что пришло с «Сердцами и судьбами». Что лишь подтверждает мою махрово-идеалистическую теорию, согласно которой, книги – создания, обладающие высшим интеллектом и они приходят к нам за тем, чтобы помочь преодолеть жизненные тупики тогда, когда это необходимо. Однако мягкого, спокойно-ироничного, доброжелательного и более склонного оправдать любого из своих героев, чем осудить его, феминизма, мне не встретилось ни в «Жизненной силе (стареющий ловелас, жен и дев познавший без счета, находит свой кирдык); ни в «Ожерелье от Bulgary» (жена за все время брака дороже дюжины носовых платков не видела от мужа подарков, а любовнице достается брендовая ювелирка, получай же, фашист, гранату!); ни в «Декамероне в стиле SPA» (полная чушь,право). «Дьяволица» не исключение.

Хотя фильм с Мэрил Стрип, снятый по роману, изрядно причесали и адаптировали, что только пошло на пользу, как ни странно. Но в книге имеем дело с неприглаженным изначальным вариантом, а это зрелище не для слабонервных. Руфь, которая никогда не была хороша собой, уверена в себе и никогда не ощущала себя достойной любви, тем не менее, в удачном браке с модным бухгалтером (угу, бывают и такие). Живет в богатом пригороде в отличном новеньком доме и воспитывает двоих милых детишек.

Ну да. Муж – тот еще ходок и пользуясь всяким удобным случаем, валяет на перинах своих звездных клиенток. А дети редкостно избалованные эгоисты, убежденные, что мир вращается никак не вокруг Солнца. Зачем, когда есть они? «Им она не прекословит… Так идут за днями дни».

Пока модная дамская романистка Мэри Фишер не решает, что кроличьи таланты Бобби (это муж) – неплохо, но лучше бы взять его в законные мужья. Что, жена? Ну о чем вы? Пусть идет… куда-нибудь. И Руфь идет. Не совсем туда, куда предполагали отправить ее счастливые любовники. Вернее даже – совсем не туда. Она очень крупная женщина и удар, который поразил в сердце (оглушил, сбил с ног, выбил из-под нее опору), против опасений, не убивает и не калечит, а высвобождает дремавшие всю жизнь силы.

Или конвертирует их из созидательных (а кто по-вашему все годы заботился о муже и детях, чьим каторжным трудом во славу экономии и экологии приумножалось благосостояние семьи?) в разрушительные. Берегись, Мэри Фишер! Фэй Уэлдон, и это очень люблю в ее прозе, весьма основательный автор. Боги из машины не спускаются на парашютах мандаринового цвета на голову ее героинь. Судьба помогает тем, кто может и хочет помочь себе сам, а Руфь из таких. Если еще взять проснувшуюся в ней хтоническую мощь, да правильно приложить – это и вовсе может стать рычагом, способным перевернуть мир.

И вот теперь, господа, за что я НЕ люблю «Жизнь и любовь дьяволицы». Когда ты находишь себя, тебя перестает волновать, что там происходит у твоих былых обидчиков. Они попросту исчезают из твоего пространственно-временного континуума. Всякого рода «Мне отмщение и аз воздам», становится ветхозаветной мутью. А уж подвергать себя физическим мукам лишь за тем, чтобы что-то им доказать – это и вовсе бред.

Суть феминизма не в укладывании себя в прокрустово ложе чужих эстетических преференций. А в чем? Суметь предъявить миру лучшее в себе, быть достойной уважения в любых предлагаемых обстоятельствах.

Tags: английская литература, феминизм
Subscribe

  • Литературный троллейбус.

    Я видела этот троллейбус на городских улицах с прошлой весны и все хотела рассмотреть подробно, да не получалось. На одном только перекрестке по…

  • О навигаторе, Сызрани и "Вахтерах".

    Почему вещи ломаются? Поди разбери. А почему в определенное время ломается все подряд? Да какая разница, просто потому что нужно взять и…

  • О семейном.

    В наших жилах кровь, а не водица. Маяковский. - Мам, можешь сказать, как твою бабушку и дедушку звали? У нас задание - построить родословное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments