majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Кесаревна Отрада между славой и смертью" Андрей Лазарчук.


"Кесаревну" страшно не полюбила вначале. Вернее не так - влюбилась в зачин, как во все читаное у Лазарчука, сразу и страстно. Но с каждой главой книга становилась все сложнее, страшнее и безнадежнее и чтение напоминало спуск, круг за кругом, в персональную преисподнюю. Уж и не помню. как дошла до конца, констатировав: не мое. После дала почитать кому-то, кто успешно замылил двухтомник. И благополучно забыла обо всем этом лет на десять. Пока она не начала сниться мне. Не события, не герои, а категорически императивная фраза, произнесенная кем-то из персонажей сна: надо написать про "Кесаревну Отраду".
Примерно после третьего раза, решила найти статью о романе в Вике и не нашла. Удивилась, решила самонадеянно, что вот я-то и сделаю; перечитала, с удовольствием и новым пониманием; начала писать, поняла, что ни-че-гошеньки не получается и это на порядок сложнее, чем представлялось сначала; стушевалась, отступила и на пару следующих лет думать забыла о попытках писать что-нибудь публичное. Потом начала снова, уже не пытаясь осчастливить человечество текстом Википедии, а просто за тем, чтобы сказать свое тихое "спасибо" тому, что помогает жить не в вакууме. А на тот старый текст наткнулась недавно и решила, что он не так плох и в последний день уходящего года поможе поблагодарить автора чуть громче.

Роман-эпопея о событиях апокалиптического  толка, охватывающих цепь связанных между собой и частично взаимопроникающих миров. Наиболее важные события происходят в нашем и  еще одном, изначальном Мире, с тремя основными политическими силами: Мелиорой, Конкордией и Степью. Для понимания реалий, немаловажно допущение, что металлы  в Мире горючи. Следовательно, ни техногенная цивилизация, имевшая основой паровой котел и двигатель внутреннего сгорания, ни современные методы ведения войны с использованием огнестрельного оружия, невозможны по определению.

  Потребность в металлических инструментах удовлетворяется созданием специальным образом заговоренных и огражденных меловыми камнями зон (магия и ее законы действуют в Мире), названных  кузнями, в которых законы Мира частично перестают действовать. Согласно апокрифу, люди пожелали, чтобы законы кузни распространялись на весь мир, и стали просить о том их создателя Ираклемона Строителя. Однако, тот ответил, что прежде нужно посмотреть, каков будет мир, где железо не горит и каково там будет житься. После чего устроил в меловых пещерах малый мир, заселенный полупризрачными людьми. И спустя двести лет объявил, что пользы Миру это не принесет.  Кузня, тот малый мир,  состоящая из многих пространств, начала жить и развиваться согласно собственным законам.

  В одном из них, нашем, величайший мелиорский чародей Домнин спрятал от козней врагов дочь кесаря Мелиоры Радомира.
Книга рассказывает спасении  и возвращении на  родину, горящую в горниле войн, последней надежды на спасение для своего мира кесаревны Отрады.

В первой части романа читатель  знакомится  с событиями, сделавшими возвращение  пропавшей в раннем детстве дочери кесаря Мелиоры  Радомира, главной надеждой  на спасение страны от хаоса. Ослабленное междоусобицами государство, ставшее объектом вторжения со стороны своих давних противников, ныне объединенных, Конкордии и Степи, не может противостоять  близкому падению. Ситуация отягощена тем, что война будет вестись не только и не столько силами военачальников, сколько при поддержке чародеев, в прошлом изгнанных из Мелиоры и нашедших приют в Степи. Отрада в раннем детстве посвящена  магическому амулету необыкновенной силы, Белому Льву, владеет которым сейчас могущественный чародей Астерий Полибий. Астерий является основной силой, противостоящей в этой войне Мелиоре, но если девушка отыщется, есть шанс, что Белый Лев подчинится ей и это может переменить расстановку сил в начинающейся войне.

На поиски кесаревны Отрады отправляется Алексей Пактовий, слав-отважник, что примерно соответствует нашему офицеру войск специального назначения. Алексей, кроме прочего, проходил обучение у сильного чародей Домнина  Истукария и владеет началами колдовских умений. Девушка укрыта в одном из миров Кузни и лишена памяти. Женщина, наделенная магическими умениями, ведима, данная ей в сопровождающие, та, кого  принимала за мать, умерла при обстоятельствах, оставшихся смутными. Зовут наследницу  Саней Грязновой, она учитсяв педагогическом училище небольшого городка, живет в общежитии. Алексей, которого поиски приводят в этот город,устраивается туда работать преподавателем НВП, убедившись, что студентка Александра та самая девушка, представляется ей троюродным братом и предлагает навестить могилу "матери".

  На кладбище начинаются необъяснимые и страшные события, которые делают возвращение в Мир по заранее подготовленному плану невозможным. Алексей и Саня (а в первой части книги кесаревну называют только так, даже после того уже, как она узнала свое истинное имя) последовательно проходят череду миров, один страннее другого. По пути им много раз чудом удается избежать смерти, несмотря на то, что Алексей прекрасно подготовленный боец,, а Саня - очень достойная спутница и у них есть карты Филадельфа, набор магических артефактов, замаскированных под колоду обычных игральных карт, но наделяющих своего носителя способностью хорошо ориентироваться в каждом из миров, в который они попадают и необходимыми для выживания там, навыками.


В исконном Мире, тем временем,идет война и в стороне от нее не удается оказаться  никому. Атаки, осады, сложные маневры и военные хитрости. Беспримерное мужество и самоотречение  защитников  Мелиоры..  Решимость идти до конца – у ее противников. А за всем этим, как укрывшись дымовой завесой – механическое диво. Отвратительный  магический ритуал,  требующий для своего воплощения огромного количества,  собранных  воедино людей,   очень скоро  теряющих и личность и самую человеческую суть,  становящихся подобием пчелиного роя или  муравейника. С той  разницей, что у насекомых объединенный разум  имеет целью выживание социума и каждой особи, здесь же с точностью до наоборот.  Человек, вовлеченный в механическое диво,  уже не человек. Окончание  процесса имеет смыслом создание иного мира - ни больше, ни меньше. Как водится, дивного нового мира. А то, что побочным действием станет уничтожение ныне существующего со всеми мирами Кузни в придачу - не стоящая упоминания мелочь. Затеян ритуал Астерием Полибием,  идейным вдохновителем вторжения.

В ходе странствий герои оказываются в замкнутом мире с названием Дворок,  где Алексею является призрак  его погибшей невесты Лариссы, которая сообщает, что на Отраде лежит проклятье. Она изначально обречена на гибель  в том месте, которое станет ей домом и советует  Алексею забыть о возвращении, но с девушкой, которую, она знает – он успел полюбить, провести жизнь в странствиях по мирам Кузни, где легко затеряться. В ответ Пактовий просит силу, частью которой стала теперь Лариса, помочь в возвращении Отрады в Мир, предлагая за помощь собственную жизнь. Его спутница в это время просыпается в душном колодце. Откуда ее спасает невероятное, но дружелюбное существо, мускарь Диветохх.

  Герои  разделяются, после чего Александра снова оказывается в прежнем мире, грязная и оборванная с серьезной травмой ноги и ничего не помнящая о последних двух месяцах с момента пожара в общежитии. Этим событием начались совместные путешествия героев. Некие люди, очень похожие по описанию на бандформирование, которые в 90-е годы XX века в России назывались бригадами, похищают девушку из больницы. Алексей отбивает ее, герои понимают, что давно уже любят друг друга в очередном кошмарном мире, откуда, кажется, нет выхода. Выход, снова на пределе человеческих сил, найден. Любовники в минуту слабости решают забыть о долге. который повелевает им спасать свой Мир, и в этот момент попадают в Мелиору.


Во второй части отряд, посланный для обеспечения безопасности молодой кесаревны во время путешествия ее к столице, проходит череду  суровых испытаний, среди которых покушения, огонь с неба, партизанская война, похищение представителями другой расы - наездниками на птицах, выступающими в этой войне на стороне Степи и Конкордии и против Мелиоры. Отрада и Алексей не имеют права открыть миру свою любовь, законы Мира суровы, косны и порой чудовищно жестоки. Разделенные, они маются невозможностью быть вместе. Страдания героев не кажутся мелкими или надуманными на фоне  эпохальных катастроф.

  Взаимное недовольство союзников по вторжению выливается в то, что император Конкордии Арий предпринимает попытку  уничтожить правителя Степи.  Степью традиционно правит  мертвый царь, как ни дико это для восприятия, но мертвые в Мире  не мертвы в нашем понимании, иногда они  становятся призраками, принужденные отслужить определенную службу и  лишь тогда получить освобождение, так случилось с трагически погибшей невестой Алексея Лариссой, неоднократно появляющейся на страницах романа. Иногда, как в случае с малым чародеем Сарвилом, которого  Астерий  Полибий заставил  после смерти во время неудачной попытки разрушить один из магических инструментов вторжения, служить себе,  мертвый человек даже носит на себе свое нетленное тело. Окончательно уйти, развоплотиться, можно лишь произнеся формулу ухода, четырнадцать слов в определенной последовательности. Однако мертвому правителю степи Авеназеру третьему, могущественному колдуну, удается бежать.

  Захваченный императором, Полибий  уходит в одно из заранее  подготовленных тел (полибий – многоживущий (греч).   Белый Лев, в это время,  бесследно  исчезает.
Позднее, Астерий в теле уничтоженного по его указанию друга Алексея, Апостола, приходит в дом Пактовиев. Там Алексей, Ларисса, Сарвил, присланный  Астерием прежде, и маленький ангел из монастыря Клариона Ангела пережидают время безвременья. Чародей уже понял, что служил лишь пешкой в руках кого-то более могущественного, кто перехватил управление сейчас, когда он лишился своего могущественного амулета и большей части магических умений, неразрывно связанных с прежним телом. Сюда он приходит за  тем же, зачем присылал прежде Сарвила, понять, как удалось Алексею избежать смерти, которой он должен был оплатить привод в Мир  кесаревны.  Алексей сам не знает этого. Странным  образом, он  не испытывает ненависти к пришельцу и даже жалеет того, случайно убитого мародерами, напавшими на имение.

Война, моментально обессмыслившаяся разрушением  альянса  сил вторжения, продолжается.  Действие механического дива  раскручивается, набирает обороты и на Мир начинают обрушиваться  неведомые доселе беды  и несчастья. Изменения климата,  делают невозможным сохранить и один урожай в прежде плодородных, дважды урожайных землях,  ураганы, наводнения, тайфуны и цунами.  В  монастыре Клаориона Ангела монахи создают Малый мир, копирующий Мир большой (микрокосм в макрокосме) и способный влиять на события  большого посредством симпатической магии. Алексею,  попавшему в монастырь  в последние часы перед тем, как малый мир саморазрушится,  удается  отсрочить гибель Мира, которая  предрешена действием механического дива.

  Чудовищной силы землетрясение, тем не менее, происходит,  губя неисчислимое  количество людей, разрушая города, нагромождая горы на месте долин и морского дна. Из трещины, которая пересекла в результате  землетрясения Мир, выбираются чудовищные твари.
Отрада, незадолго до описываемых событий, в  почетном плену  в доме Вандо Перигория, главы северного клана Мелиоры, с сыном которого вскоре должна произойти ее свадьба. Девушка не  может спать, сразу после засыпания, опрокидываясь в чудовищные кошмары. Измотанная душевно и физически,  она предпринимает попытку бежать и даже добирается до порта, где пытается договориться с грузчиками о возможности тайно пробраться  на борт корабля, но оказывается схвачена неизвестными похитителями и доставлена в странный мир, который мог бы быть прекрасным, если бы не ложь, которую  она чувствует за праздничной видимостью.

  Некто, назвавшийся  ее настоящим отцом, рассказывает Отраде, что она сейчас в месте подлинного начала миров. Здесь каждый живущий может создать собственный, а Мир, из которого извлекли ее сейчас – создание сумасшедшего демиурга, соседа Отца, возжелавшего ее себе в жены, смертельно оскорбленного ее связью с Алексеем и требующим в качестве платы за оскорбление выдать ему  обоих любовников. Отрада не должна волноваться,  сумасшедший сосед получит свое, разумеется, не подлинных  людей, но кукол-обманок. Она же  должна пока  спрятаться в одном из миров, который заботливый  отец приготовил  ей в качестве убежища. После чего, в сопровождении служанки, выглядящей как собака с лицом женщины, Аски, Отрада оказывается в месте, выглядящем как эдемский сад. Лицо Аски смутно знакомо ей, Отрада чувствует, что должна вспомнить что-то, связанное с этой женщиной, но по настоящему  память начинает возвращаться к ней  только когда уютное место с застывшим временем, где они находятся,  начинает пугающе меняться. В одну  из ночей девушка  стреляет в чудовище, пытавшееся  пробраться в их с Аски  убежище, а утром, по кровавым следам находит огромную уродливую обезьяну с лицом прекрасного юноши.

  Агат, племянник Отца,  а встреча их произошла в промежуток после первого расставания с Алексеем в дворке. Тогда ее спасло диковинное создание по имени Диветохх, в гостях у его народа, мускарей, Отрада жила какое-то время. После пришли слуги Отца, убили всех, привезли ее в замок Отца, племянником которого и был Агат. Молодой человек полюбил Отраду, помог ей бежать, Аски, бывшая служанкой и наложницей  Отца (не отец он вовсе, это очередная ложь, он громоздит их так же легко, как дышит!), случайно выдала  их план. Поплатились оба тем чудовищным изменением облика, который  произвел над ними Каф, так зовут пленителя. После чего Отрада оказывается в мире, похожем на наш с травмой ноги.


Отрада и Аски бегут из малого, прежде замкнутого, мирка и в череде переходов, смертельно вымотавших, уже в момент полного безразличия, достигают места, где на возвышении спит дивной  красоты сфинкс, собственно Белый Лев.
На Земле, в нашем мире, тем временем  тоже начинается вторжение существ, назвать которых иначе, чем демонами из преисподней, не выходит. Спровоцировано оно действиями Алексея, обретшего неожиданного союзника в  лице Бога, номосетиса, то есть создателя  Мира. В Мире же, бьющемся в агонии, наступают последние времена,  вода в источниках стала горька, как желчь. Действие механического дива, которое притормозил Алексей,  подходит к окончательному завершению, и нет, казалось бы, исхода.  Железо, горящее у них и не горящее здесь, тысячи тонн железа, танковая колонна, стянутая  на  кладбище, которое в  Мире соответствует мертвым землям, где сосредоточена вторая, мертвая часть дива. Железо собственной тяжестью продавливается сквозь истончившуюся здесь до предела границу между мирами и разрушает своим присутствием в огромном количестве магию механического дива.

В это же время героям, а с ними и читателю, открывается страшная истина: существа, наделенные способностью создания миров - суть безмозглые  жестокие звери,  творящие  миры одним своим присутствием. Они нуждаются в слугах-людях, которые, побыв некоторое время рядом, заряжаются и заражаются  способностями номосетисов и могут создавать собственные миры. Звери жестоко мстят покусившимся, но это их не останавливает.  Один из номосетисов, чародей Филадельф,  победивший в схватке одного из зверей Мардонотавра, задумал создание зверя, наделенного всеми качествами начальных зверей, но  послушного воле человека. Таким стал  прекрасноликий сфинкс Белый Лев, а человеком – девочка Отрада. Каф, незаметно  наблюдавший за этим , чтобы в ключевой момент вмешаться и обернуть происходящее себе на пользу, наделил Белого Льва невероятной привлекательностью для прочих зверей.

Настает время последней битвы. Отрада, верхом на Белом Льве и в сопровождении Аски, следует к границе между мирами, куда уже попали пустившийся на ее поиски Венедим, с отрядом воинов- азахов, ведомые Братом кесаря Радомира Светозаром,  Алексей, Бог и взятый ими из нашего мира  снайпер, задача которого  - уничтожить Кафа, тут же  бывшая однокурсница Сани Грязновой – Валя Сорочинская, которую Каф из жестокого каприза сначала влюбил в себя, а потом превратил в такое  же  кошмарное создание, как Аски и Агат, обезьяну с лицом девочки. Звери, все прибывая, следуют за девушкой верхом на Льве по пятам. Ситуация взрывоопасна, вот-вот кто-то из них  предъявит свои права на  сфинкса и в заварухе, которая  начнется следом, окончательно погибнут все миры. В этот момент отрада вспоминает о даре, данном ей спасителем-Диветоххом, формула развоплощения, окончательного ухода, четырнадцать слов, что произнесенные вслух,  полностью  уничтожают любую сущность, которой сказаны.

  Она произносит слова  мысленно, Белый Лев,  создание телепатически связанное с ней, повторяет их, одно за другим, вслух, звери – повторяют за Львом. В последний миг бестиарий  исчезает.  Снайпер Харламов, который уже застрелил Кафа и, которому Бог дал указание уничтожить девицу, если что-то пойдет не так, расценивает ситуацию, как идущую не так и собирается убить Отраду, его опережает лучница Живана из отряда Венедима. После Алексей, пользуясь остатками магических умений, выводит всех в дом своего  учителя-чародея Домнина  Истукария, гибелью которого начинаются  события первой книги.  Спасенные готовятся к отплытию с острова на материк, строят лодью и надежда на то, что жизнь продолжится и мир продолжит жить уже без жестоких зверей, звучит лейтмотивом финала романа.

Мир рождается в момент воссоединения души с телом. Мир, возможно, еще менее совершенный, чем мир реальный. Пусть так. Но одному-единственному человеку в нем дано не стать подонком. Или он может уклониться от направленной в него пули. Или способен понять несовершенство своего мира...
А мир, осознавший свое несовершенство, рождает следующий.
И так -- до бесконечности.
Tags: Андрей Лазарчук
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments