majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

"Барон на дереве" Итало Кальвино.

Неизменное стремление Козимо жить в людском содружестве сочеталось в нем с постоянным желанием отдалиться от общества.


Если бы впечатление об Итало Кальвино пришлось составлять только по «Замку скрестившихся судеб», боюсь, оно было бы из худших. Но существует правило двух (не делать выводов об авторе, не прочитав хотя бы двух его книг). Потому, не откладывая в долгий ящик, принялась за вторую. Благо, подоспела аудиоверсия, а исполнительница, Юсим. Ю для этого автора подходит куда лучше Михаила Рослякова. Прослушала только начало, дальше читала – так быстрее.

Эпоха наполеоновских войн, Аквитания - французская провинция: платит метрополии налоги, не испытывая по этому поводу энтузиазма. Герой, сын барона, чей громкий титул, да земельные владения – вот все богатство семьи. Но сельская жизнь недорога, а заносчивый характер папы отпугнул тех немногих соседей-дворян, что не прочь были свести знакомство с баронской семьей, потому относительная скудость их быта не бросается в глаза. Да и потом – лишь относительная, знать есть знать.

И вот живет в поместье семья: папа, убежденный, что с ним все должны считаться и метящий на роль предводителя местных дворян, даже не пытаясь наладить с ними отношений. Мама – полуавстриячка, генеральская дочь с замашками фельдфебеля. Дядя, спасенный из турецкого плена, слегка не в себе мизантроп, что не мешает ему вести финансовые дела семейства. Еще несколько приживал разных сортов. Трое детей: девица на выданье, но при замкнутом образе жизни и отсутствии приданого почти без шансов сыскать жениха - нерастраченный пыл посвятила кухонной экзотике; два мальчика - восьми и двенадцати лет.

Начинается с бунта среднего сына Козимо против улиточного обеда, приготовленного сестрой: Не буду есть улиток! – говорит он, после влезает на дерево и на приказы спуститься отвечает тем, что скрывается в соседнем саду. Где встретит прелестную девочку, которой поклянется, что отныне не ступит на землю. Забегая вперед – клятву сдержит. О Кальвино периода трех дворянских романов говорят, как о фантасте. Я не назвала бы «Барона на дереве» фантастикой, это такой романтический реализм со многими чертами исторического и авантюрного романа, несомненный роман воспитания. Много Мюнхгаузена, отчасти стилизация под сочинения господина Ричардсона, разного рода вольтериана и отсылки к Руссо также в наличии.

В целом – занимательно, позитивно и жизнеутверждающе. Нет, живым Козимо не получился, он как сказочный тянитолкай, собранный из двух условных людей, один из которых стремится к независимости и готов платить самую дорогую цену за право следовать собственным путем; а другой тянется к людям, помогает им и умело руководит решением сложных коллективных задач. Но он не монстр Франкенштейна и, тем более – не картонные персонажи «Замка скрестившихся судеб».

Понравилось? Скорее да. Хороший писатель Итало Кальвино? Скорее нет. Но для общего развития знать его нелишне. Voila!

Tags: аудиокниги, итальянская литература
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments