Like her daddy always said - sometimes you get what you want, but mostly you get what you get.
Как говорил ее папа: иногда ты получаешь то, что хочешь, но большей частью ты имеешь, что имеешь.
С этим романом я получила, что хотела - прочитан за неделю. Хотя объемный, 720 страниц и на английском. Ну так я английский за тем и выучила, чтобы читать Мэтра. Можно язык стереть, объясняя, чем хорош Стивен Кинг, каковы его заслуги перед литературой, культурой, гуманизмом и миром в целом, но для абсолютного большинства Мастер так и останется: "кингомкоторыйужасники" - пусть. Он привлек внимание к проблемам семейного насилия и сумел сдвинуть такой пласт в коллективном бессознательном, какого всем правозащитным организациям не удалось; открыто заговорил об алкоголизме и наркомании, не побоялся признаться, что имел такого рода негативный опыт; он Рыцарь в Сверкающих Доспехах, но сейчас не о том.
Писатели по-разному глядят на своих героев. Одни как на далекие планеты в телескоп: издалека красиво и значительно, а приблизишься - грязь и камни; другие как на мелких тварей на предметном стеклышке микроскопа. "Спящие красавицы" - это гимн умению Кинга так смотреть на "маленького человека", чтобы не только самому видеть его значительность, но сделать ее очевидной всем. Словно волшебная линза, наводя которую на самых скромных персонажей, он делает их интересными. Обыкновенное чудо. Все мы живем собственную маленькую жизнь и каждый в своей на главной роли. Для Кинга никто не сор.
Действие романа происходит в маленьком городке Дулин в Аппалачских горах; населения полторы тысячи и большая часть прямо или косвенно связана с обслуживанием женской тюрьмы. Собственно - город при тюрьме. Строение старое, с крысиными ходами в стенах, с ветшающими коммуникациями и по современным требованиям пенитенциарной системы морально устарело, да кого это волнует: вор должен сидеть в тюрьме! Тут, правда, в основном убийцы. Ну тем более, пусть сидят - чай не Шоушенк.
Да, со времен "Побега из Шоушенка" мир сильно изменился к лучшему и здесь тоже немалая заслуга автора, но теперь не о том. Если вы подумали, что тюрьма ради удовольствия половить рыбку в мутной воде маргинальных ситуаций, то глубоко ошиблись. И вы не знаете Кинга. Женская тюрьма - потому что это будет романом о Мире из Которого Женщины Уходят, а возможность показать происходящее с максимальной яркостью и силой лучше там, где женщины в абсолютном большинстве и находятся изначально в более драматических условиях. Нет, ну вовсе без маргиналий не обойдется, это было бы неестественно в предлагаемых обстоятельств. Но они не главное.
Главное - "Аврора". Так, по имени диснеевской "Спящей красавицы" окрестили странную пандемию, неожиданно и мгновенно охватившую мир. Подвержены только женщины, мужчины иммунны: из ноздрей заснувшей с дыханием появляются тонкие прозрачные нити, как паутинка, которые окружают голову, постепенно превращаясь в подобие кокона или шлема ("сучий мешок" - так станут называть эту штуку некоторые мужчины, не лучшие из них). Разбудить не удается, попытка снять кокон провоцирует всплеск чудовищной агрессии, летальный для оказавшихся рядом. После чего ваша мать-сестра-дочь, обратившаяся фурией, вновь засыпает.
Подробного описания мира-без-женщин мы здесь не увидим, главным образом по причине экстремальности произошедшего - жизнь в социуме должна войти в определенное русло, чтобы описывать ее устройство. А здесь все произойдет... упс, не стоит говорить об этом, чтобы не испортить другим удовольствия от чтения. Но мир-без-мужчин покажут и он не будет утопией, хотя определенно неплох. Впрочем, не думаю, что социальное моделирование в фокусе внимания авторов и читателей. Обычные люди в необычной ситуации - вечная кинговская тема и она куда интереснее.
А персонажей здесь семь десятков. Масштабный роман и не сомневайтесь, вы получите возможность познакомиться с каждым из них. С кем-то лучше, как с шерифом Лилой Норкросс; ее мужем психологом Дулинской исправительной Клинтом и их сыном Джаредом; телеведущей Микаэлой (Микки) Морган; офицером ветеринарного контроля (угу, непривычная служба) Френком Дули; некоторыми заключенными. С другими хуже, что неудивительно, имея в виду многофигурность романа. Сюжет упоительно сложный, я не случайно употребила эпитет, одновременно эту неделю читала Сорокина и примитивность его сюжетов на этом фоне очевидна до неприличия. Как и совершенная логическая обоснованность, детальная проработка картины мира Кинга (следует теперь сказать "Кингов").
Действие романа происходит в маленьком городке Дулин в Аппалачских горах; населения полторы тысячи и большая часть прямо или косвенно связана с обслуживанием женской тюрьмы. Собственно - город при тюрьме. Строение старое, с крысиными ходами в стенах, с ветшающими коммуникациями и по современным требованиям пенитенциарной системы морально устарело, да кого это волнует: вор должен сидеть в тюрьме! Тут, правда, в основном убийцы. Ну тем более, пусть сидят - чай не Шоушенк.
Да, со времен "Побега из Шоушенка" мир сильно изменился к лучшему и здесь тоже немалая заслуга автора, но теперь не о том. Если вы подумали, что тюрьма ради удовольствия половить рыбку в мутной воде маргинальных ситуаций, то глубоко ошиблись. И вы не знаете Кинга. Женская тюрьма - потому что это будет романом о Мире из Которого Женщины Уходят, а возможность показать происходящее с максимальной яркостью и силой лучше там, где женщины в абсолютном большинстве и находятся изначально в более драматических условиях. Нет, ну вовсе без маргиналий не обойдется, это было бы неестественно в предлагаемых обстоятельств. Но они не главное.
Главное - "Аврора". Так, по имени диснеевской "Спящей красавицы" окрестили странную пандемию, неожиданно и мгновенно охватившую мир. Подвержены только женщины, мужчины иммунны: из ноздрей заснувшей с дыханием появляются тонкие прозрачные нити, как паутинка, которые окружают голову, постепенно превращаясь в подобие кокона или шлема ("сучий мешок" - так станут называть эту штуку некоторые мужчины, не лучшие из них). Разбудить не удается, попытка снять кокон провоцирует всплеск чудовищной агрессии, летальный для оказавшихся рядом. После чего ваша мать-сестра-дочь, обратившаяся фурией, вновь засыпает.
Подробного описания мира-без-женщин мы здесь не увидим, главным образом по причине экстремальности произошедшего - жизнь в социуме должна войти в определенное русло, чтобы описывать ее устройство. А здесь все произойдет... упс, не стоит говорить об этом, чтобы не испортить другим удовольствия от чтения. Но мир-без-мужчин покажут и он не будет утопией, хотя определенно неплох. Впрочем, не думаю, что социальное моделирование в фокусе внимания авторов и читателей. Обычные люди в необычной ситуации - вечная кинговская тема и она куда интереснее.
А персонажей здесь семь десятков. Масштабный роман и не сомневайтесь, вы получите возможность познакомиться с каждым из них. С кем-то лучше, как с шерифом Лилой Норкросс; ее мужем психологом Дулинской исправительной Клинтом и их сыном Джаредом; телеведущей Микаэлой (Микки) Морган; офицером ветеринарного контроля (угу, непривычная служба) Френком Дули; некоторыми заключенными. С другими хуже, что неудивительно, имея в виду многофигурность романа. Сюжет упоительно сложный, я не случайно употребила эпитет, одновременно эту неделю читала Сорокина и примитивность его сюжетов на этом фоне очевидна до неприличия. Как и совершенная логическая обоснованность, детальная проработка картины мира Кинга (следует теперь сказать "Кингов").
Роман затрагивает многие темы: долг и свобода; потребность в близости и стремление к независимости; уровень оправданной агрессии; уважение к партнеру и признание его прав. Коснется он и фостеровской системы усыновления, как я понимаю, ныне действующей в Америке. И это горькие больные страницы, которые невольно приведут на память "Маленькую жизнь" Янагихары (без обильного слезоточения последней). Поставит перед занятной логической дилеммой: наркотики - это однозначно плохо или существуют ситуации, в которых их употребление морально оправданно и даже необходимо?
Ну и, Кинг всегда щедр к своему читателю: тут будет любовь, ревность, дружба, война, а по страницам щедро разбросаны цветные камушки, идя по которым придешь к Джо Хиллу, Клайву Баркеру, к событиям "Темной башни" - чего стоит одна только игра, в которую безастоновочно рубится с украденного у надзирателя телефона странная Иви (богиня? нет, я всего лишь эмиссар), игра называется "Стрелковой башней". Они живые. здешние персонажи. Настоящие, теплокровные, сложные. И это стало прекрасным соавторством.