majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Замок" Кафка.

замок

Есть книги, которые читаешь для удовольствия. Таких большинство у каждого, читающего. Есть программные произведения, их нужно "пройти" в рамках школьного или ВУЗовского образовательных курсов (кому как везло). Есть модные, все о них говорят и не знать - значит выпасть из обоймы. Случается, что автор, которого давно знаешь и любишь, пишет книгу, она совершенно "не идет" тебе, но пренебречь, как сделал бы с любым, к кому равнодушен, ты не можешь - это любимый писатель. И потому мучаешь ненавистный текст, радуясь проблескам интереса к героям и сюжету, которые ловишь у себя.
Роман Франса Кафки "Замок" не был для меня ни одним из перечисленных. Он и пришел как-то странно, найденный в макулатуре, которую школьники сложили в пионерской комнате. Я заканчивала педучилище в том году и практика старшей пионервожатой входила в обязательный перечень дипломных практик, а пионерская организация уже дышала на ладан и бОльшую часть времени мы проводили в закрытой пионерской комнате, перебирая журналы в куче сданной макулатуры. В одном (или двух) из таких оказался "Замок". О Кафке к тому времени я что-то слышала, решила посмотреть.
И провалилась в иррациональный, холодный, жестко структурированный мир романа.
К. - так зовут героя и на всем протяжении повествования ничего, кроме инициала не добавится к имени - землемер. Германия, вместе со всей Европой, переживает слом формаций, сопровождающийся переходом от феодально-аграрных форм отношений к промышленным. Работу по специальности К. найти непросто, к тому же, у него непростые жизненные и финансовые обстоятельства, в общем, приглашение в качестве землемера - это своего рода приз в житейской лотерее. Во всяком случае, обещающий возможность продержаться на плаву некоторое время. Если повезет - долгое. Однако, он не в том положении, чтобы развернуться и уехать в случае, если что-то не устроит в обязанностях или отношениях с работодателями, приспосабливаться придется, в любом случае.
К. привлекателен, образован, неглуп, обладает чувством собственного достоинства. Возможно, на каком-то из жизненных этапов, ему не хватило усердия и настойчивости, чтобы реализовать собственные неплохие задатки более полно и добиться более высокого положения, а главное - уровня независимости. Но, скорее всего, обстоятельства не благоприятствовали ему, как многим из нас. Так или иначе, он в деревне у врат замка и впускать, как выясняется, его не собираются.
Замок - не привычное по книгам, фильмам и урокам истории красивое и укрепленное здание. Это невероятно сложное по структуре бюрократическое образование, управляющее подданными посредством распоряжений, циркуляров и постановлений. Использующее всю мощь своих укреплений для еще большего обособления от людей, которыми управляет. Положение старшего помощника младшего дворника в Замке по-любому выше любой из выборных должностей вне его пределов. Получить пропуск для аудиенции почти так же сложно, как верблюду пройти сквозь игольное ушко.
Собственно, все действо романа сосредоточено на получении этого пропуска. К. использует обаяние и брутальность, которой есть у него, заводит друзей (Ольга, Варнавва), встречает девушку, которую, кажется, любит (Фрида - буфетчица в замке и любовница одного из чиновников и непонятно, любовь это или попытка пробиться в Замок с другого входа).
Там как-бы ничего не происходит и в то же время постоянно что-то случается и человек проходит сквозь череду унижений. одно другого горше, а оставить время-место, в которых все происходит, не может. Двенадцатый дом в астрологии - дом тайных врагов и заточения, часто добровольного. Весь "Замок" - двенадцатый дом.
Книга не окончена, читателю не доведется узнать, чего добился К. и достиг ли чего вообще. Только мне не нужно знать продолжение. Того, что узнала достаточно. Для вывода: держись от разного рода бюрократических структур подальше, детка. И живи по возможности так, чтобы не позволить себя унижать.
До сего дня этих двух выводов из Одной книги было более, чем достаточно.
Tags: Кафка, бессознательное, гуманизм
Subscribe

  • Текстоцентрическое

    Текстоцентрическое Река эта – сплошной обман? Мнимая красота, скрывающая беспримерное уродство? Или, наоборот, – одна только правда? Чистая,…

  • iodb.ru

    iodb.ru Posted by Майя Ставитская on 7 июн 2018, 09:40

  • Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным.

    Майя Ставитская с Шамилем Идиатуллиным. Posted by Майя Ставитская on 18 май 2018, 11:57

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments