majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

"Автохтоны" Мария Галина.



Она последовательно продолжает традиции Лавкрафта в их хтонической части и кажется, никто в современной российской литературе лучше нее этого не может. Изломанная геометрия нечеловеческих пространств  - Лазарчук, после него другим нечего здесь делать. Но что касается дорелигиозных порождений подземного мира в их звериной сути, время от времени поднимающихся на поверхность для неясных целей и надобностей (впрочем, облик для эпифании выбирают непримечательный человеческий). Так вот, по хтоническому у нас Мария Галина.

Постой. что ты такое говоришь, у Лавкрафта ужас глубин, омаро- и спрутоподобные склизские твари, а хтонический - это подземный. А есть разница под землей или под водой, когда то и другое - суть потусторонний, загробный мир и  могущество здешних тварей изначально чуждо человеческому?  Сверхчеловеческое, но не божественное. Не проявляет к людям интереса, как любопытные греческие боги; не используюет утилитарно, как практичные скандинавские; даже не рассматривает в качестве скота, который нужно разумно выпасать, как вавилоно-ассирийский и египетский пантеон. И уж точно не исцеляет любовью, не дарует надежды на жизнь вечную, как христианский Бог. У таких не принято просить и жертвы им приносят, задабривая - чтобы по возможности забыли нас, грешных.

  Ну и где этот Ктулху в "Автохтонах"? У этой книги хтонического только название, да и то, приманка для дурака, потому что значит попросту "аборигены" или "коренное население". И сюжет приводит на память "Город Зеро", "Ревизор", стругацкую "Хромую судьбу", максфраевский "Ключ из желтого металла", "Эту страну" Фигля, фрейдовы построения. Приезжает мужик с неясной миссией из культурной столицы в провинциальный, но вполне себе туристический город, устраивается в хостеле, хотя при деньгах. Расспрашивает кого ни попадя о постановке, которую  местный оперный театр пытался осуществить в начале двадцатых, да сняли спектакль сразу после премьеры, а после уж и не играли.

  Что за человек, чего ему нужно? Представляется искусствоведом, говорит - грант отрабатывать надо. Врет - видно невооруженным глазом. Череда встреч с горожанами, один диковиннее другого. Занятные местные обычаи и свычаи - колорит и приятно глазу; немножко суровой мужской дружбы (респект гей-толерантности новейшего времени); немножко неудержимой страсти, которая могла бы стать началом большой любви, хотя предмет явно не в своем уме ("все мы здесь не в своем уме: и я, и ты"); много чудес и диковин - передай дальше; сюжет то и дело лентой мебиуса выворачивается внутрь себя. И ты уж не чаешь корабль к  родным берегам привести.


  Однако заканчивается. В сухом остатке горестное недоумение и стойкое ощущение, что автор нечувствительно состригла с тебя некоторое количество шерстки, чтобы воскурить, сжегши, своим грозным хтоням. Со многих, тебе подобных. Просто такое жертвоприношение. Не возмущайся, ей виднее, что делать она с ними в прямом контакте. Вот сейчас задобрит, а потом они позволят ей написать что-нибудь такое же сильное, как "Малая Глуша".
Tags: магический реализм, русская литература
Subscribe

  • Литературный троллейбус.

    Я видела этот троллейбус на городских улицах с прошлой весны и все хотела рассмотреть подробно, да не получалось. На одном только перекрестке по…

  • О навигаторе, Сызрани и "Вахтерах".

    Почему вещи ломаются? Поди разбери. А почему в определенное время ломается все подряд? Да какая разница, просто потому что нужно взять и…

  • О семейном.

    В наших жилах кровь, а не водица. Маяковский. - Мам, можешь сказать, как твою бабушку и дедушку звали? У нас задание - построить родословное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments