
Вождь большевиков предстает в этой книге человеком странным – смешливым, истеричным, поэтичным, сентиментальным, расчетливым, надежным, бессовестным, самонадеянным, заботливым, деспотичным, способным к самоиронии, самовлюбленным, остроумным и харизматичным; его бытовые повадки не вызывают ни малейшей симпатии – но даже и так, он невероятно аттрактивен; он необычен, экзотичен во всем – даже в своей пошлости, даже когда наблюдателя коробит от его фома-опискинского поведения;
- Какой-то ты неромантичный, стихи бы хоть почитал.
- Это можно, - делает серьезное лицо, собирает глаза в кучу:
"Когда был Ленин маленький,
С кудрявой головой.
Он тоже бегал в валенках
По гулкой мостовой."
Сочетание обманутых надежд на романтику с полузабытым стишком из детства и совершенно нерифмующейся с понятийным пластом "Ленин" (лысый-лысый, кудрявый - это Володя Ульянов - различать надо: пантеон один, ипостаси разные); да еще дурацкие валенки, которые по определению не могут издавать никакого гула от соединения с мостовой - заставляет согнуться пополам в приступе смеха, не позабытом и теперь, четверть века спустя.
Сказать, что Ленин был культовой фигурой - не сказать ничего. На культовость любой поп-идол претендует, всякий написавший пару более-менее удачных книжек или снявший полный метр и обзаведшийся полутора десятком поклонниц. Ленин пронизывал нашу жизнь во всех ее проявлениях, и не было сферы, где отсутствовал бы совершенно. В детском саду на стене портрет ласково улыбающегося дедушки Ленина (вместо иконы и собирая предназначенную ей эмоциональную дань); в школе тот самый "с кудрявой головой" на октябрятской звездочке; после "Учиться, учиться и учиться!", "Мы придем к победе коммунистического труда!"; "Социализм - это учет и контроль"; Лениниана; "Живее всех живых"; "В Москве был? Фанту пил? А в мавзолей ходил? Видел Его?"; "Да будь я и негром преклонных годов"; "Мы говорим: "Ленин", подразумеваем - "Партия".
На самом деле, говоря "Ленин", мы подразумевали "Революция", простите Владимир Владимирович, но с застывшей бетоннозадой позднесоциалистической номенклатурой образ Ильича не рифмовался. Он был весь порыв, активность, борьба и ниспровержение. Этой бурлящей подвижности не передавали полной мерой кино-, фото-, живописные и скульптурные изображения, но и скрыть совершенно не могли. Ну при чем здесь неповоротливая машина подавления, асфальтоукладочный каток марки "Партия"? Ленин, с его съеденными чернильницами из хлебного мякиша, любовью к катанию на коньках, "Конспи`ацией, конспи`ацией и еще раз конспи`ацией", да прибытием в Петербург в опломбированном вагоне - наконец. Ленин бы воплощенной революцией, материализацией и персонификацией ее.
Сначала "почетным святым, почетным великомучеником, почетным Папой Римским нашего королевства", после "Революция, ты научила нас верить в несправедливость добра". Демоном. А потом и вовсе мелким бесом, о котором хорошо бы как можно скорее забыть. И похороните вы уж, наконец, несчастного покойника - сколько лет мается. Может оттого наши беды и несчастья, что не погребен должным образом (угу, опять конспирология, где ВИ, там она - такой уж это человек). И когда
появилась книга с диковинным названием: что такое "пантократор"? почему солнечных частиц? - первой реакцией было недоумение, да кому это теперь может быть интересным?
Я прочитала и благодарна Льву Данилкину за труд и талант, подаренные книге. Да, биография: весьма подробная и, сколько возможно, беспристрастная. Автор не впадает ни в одну из крайностей: не рисует над головой своего героя нимб и не демонизирует его. Подробно, тщательно, кропотливо восстанавливает вехи жизненного пути ВИ, рассказывая о нем так, что это интересно слушать мне, читателю искушенному и не чуждому высоколобого снобизма. Языком, понятным не только интеллектуалу, хм, зрелых лет, но и человеку молодому; непринужденно переводя удивительно современные события на язык сегодняшних понятий и умудряясь ни в малейшей мере не профанировать их этим переводом.
Это редчайшее умение - идти по лезвию бритвы. По тонкой грани, отделяющей восторги от хулы; высокий пафос от тьмы низких истин; необходимость точно следовать событийной канве от желания расцветить, беллетризировать текст, сделать его привлекательным для потребителя (нет, не коробит, мы живем в эпоху потребления - нравится нам это или нет). И Лев Александрович владеет им полной мерой. Книга не просто интересна, она позволяет другими глазами увидеть корни происходящего с нами сейчас. потому что хотим мы того или нет, Революция, вековой юбилей которой приближается - переломный момент нашей истории, самой нашей жизни. А Ленин - это мощнейший потенциал, универсальный гений, поставивший себя на служение революции.
Книга включает не только хронологию и биографию с, на первый взгляд, неожиданными и пародоксальными выводами, которые, по зрелом размышлении, представляются очевидными, лежащими на поверхности и удивляешься: как сама не пришла к ним прежде? Здесь подробный анализ основных ленинских работ (не все пятидесяти пяти томов)): тезисы, историческая подоплека написания. И очень уважительное, без желания половить рыбку в мутной воде и попотчевать читателя клубничкой сомнительного происхождения - отношение к личной жизни ВИ (ну, вы понимаете, Надежда Константиновна, Инесса Арманд). Мне, как читателю, такая предельная корректная сдержанность импонирует необычайно.
Сначала "почетным святым, почетным великомучеником, почетным Папой Римским нашего королевства", после "Революция, ты научила нас верить в несправедливость добра". Демоном. А потом и вовсе мелким бесом, о котором хорошо бы как можно скорее забыть. И похороните вы уж, наконец, несчастного покойника - сколько лет мается. Может оттого наши беды и несчастья, что не погребен должным образом (угу, опять конспирология, где ВИ, там она - такой уж это человек). И когда
появилась книга с диковинным названием: что такое "пантократор"? почему солнечных частиц? - первой реакцией было недоумение, да кому это теперь может быть интересным?
Я прочитала и благодарна Льву Данилкину за труд и талант, подаренные книге. Да, биография: весьма подробная и, сколько возможно, беспристрастная. Автор не впадает ни в одну из крайностей: не рисует над головой своего героя нимб и не демонизирует его. Подробно, тщательно, кропотливо восстанавливает вехи жизненного пути ВИ, рассказывая о нем так, что это интересно слушать мне, читателю искушенному и не чуждому высоколобого снобизма. Языком, понятным не только интеллектуалу, хм, зрелых лет, но и человеку молодому; непринужденно переводя удивительно современные события на язык сегодняшних понятий и умудряясь ни в малейшей мере не профанировать их этим переводом.
Это редчайшее умение - идти по лезвию бритвы. По тонкой грани, отделяющей восторги от хулы; высокий пафос от тьмы низких истин; необходимость точно следовать событийной канве от желания расцветить, беллетризировать текст, сделать его привлекательным для потребителя (нет, не коробит, мы живем в эпоху потребления - нравится нам это или нет). И Лев Александрович владеет им полной мерой. Книга не просто интересна, она позволяет другими глазами увидеть корни происходящего с нами сейчас. потому что хотим мы того или нет, Революция, вековой юбилей которой приближается - переломный момент нашей истории, самой нашей жизни. А Ленин - это мощнейший потенциал, универсальный гений, поставивший себя на служение революции.
Книга включает не только хронологию и биографию с, на первый взгляд, неожиданными и пародоксальными выводами, которые, по зрелом размышлении, представляются очевидными, лежащими на поверхности и удивляешься: как сама не пришла к ним прежде? Здесь подробный анализ основных ленинских работ (не все пятидесяти пяти томов)): тезисы, историческая подоплека написания. И очень уважительное, без желания половить рыбку в мутной воде и попотчевать читателя клубничкой сомнительного происхождения - отношение к личной жизни ВИ (ну, вы понимаете, Надежда Константиновна, Инесса Арманд). Мне, как читателю, такая предельная корректная сдержанность импонирует необычайно.
Мне, как человеку, который всю жизнь чему-то учится по ленинскому типу - экстернатом, было необыкновенно полезно узнать подробности языковой экспансии ВИ. В частности, его похода за английским. Там есть эпизод, иллюстрирующий проблемы недостаточной конвертации, с которыми неминуемо сталкивается всякий, изучающий язык по книгам. Навык чтения не переходит в навык говорения и понимания сказанного автоматически и после перевода многих английских томов в Шушенском, в Лондоне ВИ с НК берут уроки английского у носителя языка, платя уроками разговорного русского. Все как у меня. Нет-нет, это не к тому, что "все великие люди поумирали и мне что-то нездоровится". К тому, что очень хорошая получилась книга. Спасибо!