majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

"Кетополис" Грэй Ф.Грин.


Все переплетено.
Оксимирон.


Часть людей произошла от китов, часть - от обезьян. Есть люди моря и есть люди суши. Мы, люди моря, слышим китов.
Литература, написанная в жанрах, название которых содержит корень -панк - не самое комфортное чтение. Возможно из-за значения  слова: нехороший, дрянной, трэшевый  - как вы лодку назовете, так она и поплывет. Однако если выбирать между кибер-, био-, дизель- и прочими, предпочту стимпанк. Написанное в этом стиле отсылает к эпохе пара (steam  "пар"): добензиновой, доатомной, спокойной и надежной; в мир, готовый упасть ньютоновым яблоком. Да не на голову, а в протянутую руку человечества, все проблемы которого не сложнее внутреннего устройства пароходной или паровозной топки. Уютно-викторианское идеальное прошлое. Понимаю, что это внешнее: антураж, декорация и она не делает книги хорошей, а персонажей живыми. Но мы ведь пока говорим о жанре вообще, не о художественных достоинствах произведения, написанного в его русле.
А теперь к конкретному роману. "Кетополис" - это стимпанк. Помните, на чем держится мир? Правильно, на трех китах. Применительно к Кетополису верно вдвойне. Благосостояние города почти целиком базируется на продуктах, добываемых убийством китов. Большая бойня - так называется ежегодный промысловый рейд (по сути - ритуал) , куда отправляются все, способные держать оружие. Которые менее приспособлены - после разделывают туши: малосъедобное мясо пищевой промышленности, жир на нужды местной индустрии, драгоценная амбра на парфюмерный экспорт, кожа, кости, хрящи - всему найдется применение.

  Горожане, должно быть, относятся к  китам с почтением, может даже культ их отправляют? А вот и не угадали. Культ действительно есть и вы без труда вспомните его центральную фигуру, св. Иона, да-да, тот самый, побывавший во чреве кита. Но нет, почтения к морским исполинам здесь не испытывают. Даже напротив. считают врагами, которых следует извести под корень. П-п-пастойте, но это же все равно, что рубить сук, на котором сидишь? Ну, здесь так не считают, не будет-да этих проглотов, пожирающих тонны рыбы, мы одной рыбной ловлей себя по гроб жизни обеспечим (угу, по гроб обеспечат). А разве не планктон? В нашем мире - да, а там всякое может быть, он же иной, не забыли?

  И подводится теоретическая база под истребление морских гигантов - безмозглых тварей, способных, плеснув одновременно хвостами, вызвать цунами, которое уничтожит Кето. И как это они плеснут одновременно, если безмозглые? Так-то да, и утверждение некоторых псевдоученных о том, что кит обладает разумомом, сопоставимым с  интеллектом четырехлетнего ребенка - безответственная антинаучная ересь. Что? Какие еще китовые песни, слышные, якобы, некоторым несознательным гражданам? Да это сплошь наркоманы, употребляющие синие сомские бобы (сомку, в просторечии) и психи. И Плетельщицы - незрячие женщины дивной красоты, они выплетают сложные узлы на сетях, расставленных вдоль берега. Говорят, что эти сети отпугивают китов. Во всяком случае, находиться рядом человеку нет никакой возможности - а это еще расставлены к городу изнаночной стороной.

  Но плетельщиц как-бы не существует. И морлоков - подземных человекоподобных тварей, чьими трудами поддерживаются механизмы, обеспечивающие город энергией. И вивисектора - темного гения, приживляающего к живому телу механические приспособления. Здешняя магия локализована в потенциальной возможности такого вот биомеханического симбиоза, да в узлах плетельщиц, приводящих на память лавкрафтовы искаженные пространства. Об аллюзиях: кого только не приводит на память эта, на первый взгляд, приключенческая книга.

  Порождая одновременно серьезное сомнение в изначальном англоязычии автора. Еще одна литературная мистификация, на которые так богата русская литература начала XXI века. Нет, я не патентованная гадалка и не детектив-любитель от литературы, но это скажу и без хрустального шара. Без подробностей. Стилистически - чистое читательское наслаждение. О структуре романа нужно говорить отдельно, я сделаю это не здесь не здесь и позже, могу только сказать, что она уникальна, никогда прежде мне не доводилось встречать ничего подобного. Герои - их много больше, чем ждет читатель от одиночного романа, что позволяет предположить начало масштабного проекта. Но они хороши. Живые, несомненно.
Tags: киберпанк, русская литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments