
Серебро растворилось в бездне, золото растащили на крестики
А это то, о чем я грезил - каменный век русской поэзии.
Речитатив вместо читки, этот стиль не всегда аутентичный, Он ближе к Атилле, чем к Византии,
"Каменный век русской поэзии" Oxxxymiron
Разумеется, это не аудиокнига в привычном смысле и с формальной точки зрения меня можно обвинить в попытке протащить эльфийским подменышем в мир Высокой Литературы элемент, исконно ему не принадлежащий. Но лишь с формальной. Будучи студийным альбомом, "Горгород", по сути, является поэтическим артефактом: циклом стихотворений, поэмой или романом с стихах. С четким нелинейным сюжетом, довольно сложной структурой и гораздо лучше, чем извилистый внутренний мир героев, прорисованной картиной мира внешнего.
Название одновременно отсылает к толкиеновскому плато Горгороту, прозрачно намекает на повсеместно распространенный в описываемой реальности синтетический наркотик гор и обозначает понятный русскоязычному читателю метафорический перенос, примененный Салтыковым-Щедриным с городом Глуповым. По сути здешний Мэр - продолжатель череды глуповских градоначальников. Несколько более инфернальный, чем любой из них, взятый по отдельности. Скорее не конкретная персонификация, но Жругр - воплощенный эргрегор государственной власти.
Итак, к сюжету. Одиннадцать треков, как одиннадцать глав романа и первая - интермедия происходящего ближе к финалу. Она так и называется "Не с начала". Герой уходит "на подвиг, пользу отечеству обещающий", прощаясь с любимой женщиной, которая спит и он не станет ее будить: "Незаметно поправь ее одеяло за это себя предавая анафеме. Она вышла из пены, худой отпечаток плеча оставляя на кафеле". Сейчас и в дальнейшем, цитируя, предполагаю обойтись без занудно-тошнотворных разъяснений, какой из тропов имел место при создании очередного образа. Имеющий глаза - видит, не имеющему, не объяснить, даже сотри язык до корня.
Далее последует рассказ о предшествующих событиях: звонок фаната, упрекающего героя - модного романиста в предательстве идеалов и разбазаривании своего таланта: Кем ты стал? Где ты гнев потерял? Ты был лев для телят, теперь это не для тебя! Кем ты стал? Тут на деньги деляг! , косвенным образом монолог поклонника дает понять, что прежде Макс (протогонист) жил за пределами Горгорода и писать начал до возвращения на родину, но славу и деньги стяжал, вернувшись: Я помню, как я узнал о тебе.Ты звезда теперь, а тогда никто не знал - хоть убей.Ведь ты рано, как Далай Лама Тибет, Оставил наш край.
Итак, к сюжету. Одиннадцать треков, как одиннадцать глав романа и первая - интермедия происходящего ближе к финалу. Она так и называется "Не с начала". Герой уходит "на подвиг, пользу отечеству обещающий", прощаясь с любимой женщиной, которая спит и он не станет ее будить: "Незаметно поправь ее одеяло за это себя предавая анафеме. Она вышла из пены, худой отпечаток плеча оставляя на кафеле". Сейчас и в дальнейшем, цитируя, предполагаю обойтись без занудно-тошнотворных разъяснений, какой из тропов имел место при создании очередного образа. Имеющий глаза - видит, не имеющему, не объяснить, даже сотри язык до корня.
Далее последует рассказ о предшествующих событиях: звонок фаната, упрекающего героя - модного романиста в предательстве идеалов и разбазаривании своего таланта: Кем ты стал? Где ты гнев потерял? Ты был лев для телят, теперь это не для тебя! Кем ты стал? Тут на деньги деляг! , косвенным образом монолог поклонника дает понять, что прежде Макс (протогонист) жил за пределами Горгорода и писать начал до возвращения на родину, но славу и деньги стяжал, вернувшись: Я помню, как я узнал о тебе.Ты звезда теперь, а тогда никто не знал - хоть убей.Ведь ты рано, как Далай Лама Тибет, Оставил наш край.
Далее посещение вечеринки в честь переизбрания Мэра: Горожанам по барабану, кто капитан у штурвала Не дай бог мне горе от ума! Очевидно, судьба Чацкого, и впрямь, не блазит смышленому Максу, он стремится дистанцироваться от проблем: Я не был рожден для великих дел. Какой из меня воин, б....ь, лидер и диссидент? И как я очутился, сдуру, где вечный сюр, Посередине жизни в сумеречном лесу? Я несу и так едва крест, я тебе не Иса. Кого я и куда я поведу? Я потерян сам.
Встреча с девушкой мечты, (в соответствии с законом жанра названной здесь иначе): У меня было предчувствие квеста, И ты вошла в это пространство, как в масло, Но ты не думай, будто я тебя жду с детства, А если честно, - то жду... Я - дитя бетонной коробки с лифтом, Где нужно тянутся до кнопки, А ты уверенно ходишь по моему солнечному сплетению лунной походкой. Возлюбленная оказывается непростой и потенциально опасной, как у Стругацких, помните? Повелительница городских крыс, фам-фаталь: Ты - дитя холодного фронта, С камнем, где обычно орган с аортой.
Визит к гуру: Все переплетено, но не предопределено! Эта картина мира тех кто, Вашей давно противится как секта. Ведь у всего не единый архитектор. И одновременно с новым для себя осознанием связности, понимание неправильности, сдвинутости, искривленности: Картина мира сетка, полотно, текстильная салфетка, Будто работала ткачиха или швейка. Но все переплетено, само собою, Набекрень, наискосок. Резкое изменение социальной позиции героя с пассивно-соглашательской на активно нонконформистскую. Далее попытка государственного переворота, арест, освобождение и, по видимому, гибель.
Определённо сказать, что именно произошло с Максом: физическая смерть или убийство им своего таланта сложно да по большому счету это и неважно. Завершаюший трек-глава, "Где нас нет" - «Понятный линейный нарратив о человеке, целиком составленный из разрозненной прямой речи, которую он слышит на протяжении жизни». Выводов автор не делает, оставляя их слушателю-читателю. И я также воздержусь от них. Но для меня очевидно, что Oxxxymiron - это сверхновая на небосклоне современной российской поэзии, мощный, сильный, независимый поэтический дар, стилистически зрелый и обладающий избыточностью гения.