majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Дождь забвения" Аластер Рейнолдс


Космическая опера не мой жанр, однозначно. Как-как вы сказали? Трансгуманистическая? А это еще что за зверь? А-га, допускающая использование достижений науки для улучшения умственных и физических возможностей человека. Постойте-постойте, у нас в этом жанре Лукьяненко писал ("Танцы на снегу", "Геном") - деление по расовому, имущественно-сословному или национальному признаку осталось в прошлом; главным критерием отбора становится желание и наличие возможности у родителей генно модифицировать ребенка на стадии эмбриона, открыв перед ним невиданные возможности карьеры и социализации. Но и неминуемо обрекая себя влачить, рядом с блистательным чадом, существование аутсайдеров, в лучшем случае годных на роль прислуги.

Такое имеете в виду? Не совсем, вернее, рада констатировать - совсем не такое. Не потому. что Лукьяненко плох, но читать одно и то же по второму кругу не хотелось бы. Успокойся, не придется. Тут будет совсем иначе, как ты еще не видела. Думаю, не ошибусь, если скажу: как никто еще не видел. Париж пятьдесят девятого года, джазист Венделл Флойд и его друг музыкант Кюстин колесят в поисках заработка. Прежде было лучше, пока не распалась группа. Но солистка (а по совместительству большая любовь Флойда Грета) уехала попытать счастья в Америку вместе с четвертым музыкантом квартета. Двоим оставшимся, если и перепадает возможность слабать что-нибудь, то очень нечасто. Только и надежды на другое ремесло, с которым совмещают музыку - частный сыск.

  Вы серьезно? Странное сочетание, не находите? Не нахожу, творческому человеку, если он не в топовой обойме, неплохо бы иметь для поддержания (sorry) штанов что-то, помимо высоких материй. Несмотря на то, что жизнь коротка, а искусство вечно, предельно сокращать ее голодной смертью не стоит.  Итак, детективное агентство Флойда получает заказ от домовладельца расследовать странную смерть одной из квартиросъемщиц. Полиция уверена, что американка выпала с балкона в результате несчастного случая или имел место суицид - ничего криминального. Однако заказчик, близко знакомый с Сьюзан Уайт (не думайте худого - это была дружба и совместное увлечение скачками), странным образом убежден, что должен знать правду о гибели девушки, потому что это одобрила бы его покойная жена.

  Ну и? Н-ну и ты, читатель, понимаешь в какой-то момент, что это не тот Париж-59, какой мог бы наблюдать, даже окажись в твоем распоряжении возможность преодолевать время и пространство. То есть? Жесткий жандармский произвол, по сути полицейское государство. А еще, тут кажется не было Второй Мировой... И снова Париж, но совсем иной, покрытый стометровой толщей льда, через которую прорубается археолог Верити Ожье (в оригинале у героини говорящее имя - Auger, "сверло") с двумя подростками учениками. Раскопки, в результате аварии и повреждения скафандра мальчик Себастьян погибает, в его голову проникли какие-то фурии, а Ожье предстает перед трибуналом. Она не уберегла самое ценное, что ей доверило общество - жизнь ученика.

  Третья участница экспедиции оказывается до поры маскировавшейся представительницей Федерации Полисов. Что за Федерация? Гуманоидная цивилизация, превосходящая человечество уровнем развития примерно как мы превосходим кроманьонцев. Их еще называют програми (slashers). Теперь Кассандра свидетельствует против Ожье, а политическая ситуация такова, что те, от кого зависит принятие решений, предпочтут выказать лояльность покровителям показательной поркой ослушницы из числа своих. Выход для Верити есть, согласиться на экспедицию в... Париж 1959 в составе экспедиции прогров, посланной спасти чрезвычайно ценные артефакты, доступ к которым затруднен в результате гибели тамошнего резидента Сьюзен Уайт. Ох как все сложно, но в этом-то вся и прелесть.

  То ли еще будет. Аластер Рейнолдс закрутит такую вихревую воронку из времен и пространств; смелых научных теорий, изложенных самым доступным языком; гонок, поединков, смертельных опасностей, которых чудом в последний момент удается избежать. А еще тут будут пугающие дети-убийцы и свихнувшиеся нанороботы, одержимые стремлением привести земной ландшафт к некоему, доступному лишь машинной логике, знаменателю. И это последнее зло, лишившее людей Земли, окажется по сути лишь продолжением нашего нынешнего стремления все поставить на службу сиюминутным капризам и неодолимой тяге к максимальному комфорту.

  И еще будет любовь. Ну да, Рейнолдс не то, чтобы мастер романтических описаний, с любовной линией критики обвиняют его в том, что откусил больше, чем мог проглотить. Но как по мне - достаточно. Какая им романтика, когда Мир надо спасать. Миры! Стоит сказать о стиле. Очень простой, энергичный, емкий язык, почти без прилагательных - сплошь динамика. Я читала роман в оригинале, совмещая и перемежая прослушиванием аудиоверсии, начитанной Джоном Картрайтом и это был первый в моей жизни опыт, когда содержание "бралось" с голоса практически с тем уровнем понимания, как во время чтения.

  Космическая опера не мой жанр. За исключением случаев. когда автором выступает Аластер Рейнолдс.
Tags: англоязычная литература, фантастика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments