"Фантастика? Я ее переросла." - Была убеждена год назад. НФ - чтение для подростков с пиком популярности в семидесятые-восьмидесятые прошлого века. Потом пальму первенства с переменным успехом делили мистика и фэнтези, чтобы в результате уступить игровое поле магреализму - великому и ужасному. Ну да, есть Тэд Чан, но у него фантастика с серьезным уклоном в философскую прозу, такие себе игры разума, которому без особой разницы, на каком поле резвиться: библейские аллюзии, математика, языкознание. А писатель он, хм, не очень. Конни Уиллис? Не смешите мои ботинки. Более. чем скромное дарование, которому тесная связь с феминистским движением открыла двери ко многим регалиям. Одновременно подтвердив тезис сексистски настроенной части населения, о том, что женщина ничего путного сделать не может.
Кибер-, стим- и прочие панки нечитаемы в принципе. То есть, читаемы, но очень и очень на любителя. Золотой век фантастики с мастодонтами: Бредбери, Азимовым, Кларком, Саймаком, Шекли, Хайнлайном у них и Стругацкими у нас ушел в прошлое. Перечитывать? Да сколько угодно, шедевры не устаревают и обладают способностью иначе раскрываться в каждом следующем прочтении. Но ничего нового, сколько-нибудь приближающегося, мир постмодерна не способен породить. Счастлива констатировать, что заблуждалась. На смену Золотому веку фантастики пришел Серебряный, как водится - изысканный и элегантный. Незаметно вошел, без помпы и фанфар. без кричащих заголовков: "СУПЕРБЕСТСЕЛЛЕР! ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!! ЭТА КНИГА ИЗМЕНИТ ВАШУ ЖИЗНЬ!!!"
Да, фантастика изменилась. На смену нейтринным звездолетам, бластерам, путешествиям во времени в чистом виде пришел жанровый фьюжн, сочетающий самым неожиданным для читателя образом вещи, о которых в принципе нельзя было помыслить, как о сочетаемых: нанотехнологии и роман о сиротках; викторианская эпоха и конфуцианство; древние ритуалы обмена секреторными жидкостями и сверхтехнологичная концепция Семени; вояжи в альтернативную реальность прошлого Земли в компании инопланетян и нуар, окрашенный политикой, шпионскими страстями, джазом, любовью, безнадежностью.
Два автора за последний месяц: Нил Стивенсон вспышкой сверхновой и теперь Аластер Рейнолдс. Пока впечатление куда скромнее, ну так и Стивенсон с первой прочитанной книгой "Система мира" только обозначил границы в моей табели о рангах, лаврами гения увенчала его после "Алмазного века". И потому (кто читает - поймет) было страшно сразу после браться за Рейнолдса - ну чем еще может удивить этот неизвестный фантаст после Такого? Оказалось может. Я пока примерно четверть объема "Дождя забвения" прочла, но уже и теперь могу сказать - это очень интересно и необычно, и значительно, и сложно. и просто.
Так-так, к последнему подробнее, плизз. Хорошо. Оксюморон только на первый взгляд, Сложная структура, которая "берется" интуитивно, как интерфейс мастерски сделанной программы (да простится мне это сравнение, но тут действительно мягко, софтово входишь в повествование, которое должно бы царапаться на стыках и греметь сочленениями как жесть жестяная - столько всего смешано). И очень простой язык. Я сразу начала читать в оригинале, имея в виду прочитывать кусок на английском, потом его же в переводе. Но оказалось почти без надобности обращаться к русскому варианту. Разве что в части реалий пространственно-временных переходов. Остальное ясно до хрустальной прозрачности. Будем двигаться дальше.