Что общего у мирового феминизма, итальянского графа, татарского принца, ведущего московского театра, немецкого поэта-романтика, немецкого же драматурга и социального сатирика, великого итальянского композитора, ну и давайте еще ресторан на Тверской до кучи добавим? Затрудняетесь ответить? Тогда так: если Гоцци, то "Король-олень" и "Любовь к трем
Последняя прижизненная постановка режиссера стала визитной карточкой его театра и во многом определила направление стилистики. Говорят, что "Обыкновенное чудо" и вообще пьесы Евгения Шварца. тесно сотрудничавшего с театром, были бы невозможны без "Турандот", она как путеводная звезда для реализации таланта, умеющего создать сказку для взрослых, "сказку в сказке". Для Джаккомо Пуччини "Турандот" тоже явилась оперой завершившей его творческий путь. Шиллер сделал из фьябы (трагикомической сказки для театра дель-арте) Гоцци романтическую драму, а Брехт социальную сатиру. Что сделали московские рестораторы, затрудняюсь сказать, разве что интерьеры роскошны, а цены довольно высоки.
Итак, что такое "Турандот"? Одно из первых произведений мировой культуры, проникнутых духом воинствующего феминизма. До выступлений суфражисток еще полторы сотни лет, да в цивилизованных странах пока о таких тонкостях, как женское самоопределение, и не задумываются. Не до того им, барахтаются в грязище и дерьмище скверных канализаций, бесконечных войн и публичных казней. А десятый сын обедневшего итальянского графа, успевший с шестнадцати лет и повоевать, и мир посмотреть, ведет собственную баталию с Карло Гольдони (угу, это который "Слуга двух господ"), реформировавшим в те поры итальянский театр.
В пику Гольдони традиционалист и консерватор Гоцци утверждает, что напишет пьесу на совершенно дурацкий сюжет, опирающийся только и исключительно на традицию театра масок, и зритель валом будет валить на постановку. И Создает "Любовь к трем апельсинам" (вовсе не такую дурацкую и простой я бы ее не назвала), но зритель действительно валит, едва не разнося двери театра, семь вечеров подряд. "Турандот" явилась еще одним десантом в стан неприятеля в той войне и тоже пользовалась значительным успехом, посрамленный Гольдони покинул Италию, чтобы никогда не возвращаться. Впрочем, он и в Париже весьма неполохо устроился.
А история жестокой принцессы, которая из нежелания повиноваться мужчине и терять собственную индивидуальность ставит для замужества препон в виде условия трех загадок по сфинксову типу (не отгадаешь - смерть, отгадаешь - тебе НИЧЕГО не будет)). Эта история живет своей жизнью. И она хороша необычайно. А иначе с чего бы в центре Москвы открывали одноименный ресторан? Ах да. татарский принц - это Калаф, главный герой и играл его в театре Вахтангова душка Лановой, и мое паназиатское сердце тает от нежности и гордости за нацию, к которой принадлежу (неважно. что только наполовину; неважно. что выбор героя был произвольным, из песни уж теперь слова не выбросишь).