majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Турандот" Карло Гоцци.


  Что общего у мирового феминизма, итальянского графа, татарского принца, ведущего московского театра, немецкого поэта-романтика, немецкого же драматурга и социального сатирика, великого итальянского композитора, ну и давайте еще ресторан на Тверской до кучи добавим? Затрудняетесь ответить? Тогда так: если Гоцци, то "Король-олень" и "Любовь к трем цукер апельсинам"; если Шиллер, то "Разбойники"; Если Пуччини - "Норма", "Тоска", "Чио-Чио Сан"; Брехт - "Трехгрошовая опера". И только театр им. Евгения Вахтангова безоговорочно и прочно ассоциируется с "Принцессой Турандот"

Последняя прижизненная постановка режиссера стала визитной карточкой его театра и во многом определила направление стилистики. Говорят, что "Обыкновенное чудо" и вообще пьесы Евгения Шварца. тесно сотрудничавшего с театром, были бы невозможны без "Турандот", она как путеводная звезда для реализации таланта, умеющего создать сказку для взрослых, "сказку в сказке". Для Джаккомо Пуччини "Турандот" тоже явилась оперой завершившей его творческий путь. Шиллер сделал из фьябы (трагикомической сказки для театра дель-арте) Гоцци романтическую драму, а Брехт социальную сатиру. Что сделали московские рестораторы, затрудняюсь сказать, разве что интерьеры роскошны, а цены довольно высоки.

  Итак, что такое "Турандот"? Одно из первых произведений мировой культуры, проникнутых духом воинствующего феминизма. До выступлений суфражисток еще полторы сотни лет, да в цивилизованных странах пока о таких тонкостях, как женское самоопределение, и не задумываются. Не до того им, барахтаются в грязище и дерьмище скверных канализаций, бесконечных войн и публичных казней. А десятый сын обедневшего итальянского графа, успевший с шестнадцати лет и повоевать, и мир посмотреть, ведет собственную баталию с Карло Гольдони (угу, это который "Слуга двух господ"), реформировавшим в те поры итальянский театр.

  В пику Гольдони традиционалист и консерватор Гоцци утверждает, что напишет пьесу на совершенно дурацкий сюжет, опирающийся только и исключительно на традицию театра масок, и зритель валом будет валить на постановку. И Создает "Любовь к трем апельсинам" (вовсе не такую дурацкую и простой я бы ее не назвала), но зритель действительно валит, едва не разнося двери театра, семь вечеров подряд. "Турандот" явилась еще одним десантом в стан неприятеля в той войне и тоже пользовалась значительным успехом, посрамленный Гольдони покинул Италию, чтобы никогда не возвращаться. Впрочем, он и в Париже весьма неполохо устроился.

  А история жестокой принцессы, которая из нежелания повиноваться мужчине и терять собственную индивидуальность ставит для замужества препон в виде условия трех загадок по сфинксову типу (не отгадаешь - смерть, отгадаешь - тебе НИЧЕГО не будет)). Эта  история живет своей жизнью. И она хороша необычайно. А иначе с чего бы в центре Москвы открывали одноименный ресторан? Ах да. татарский принц - это Калаф, главный герой и играл его в театре Вахтангова душка Лановой, и мое паназиатское сердце тает от нежности и гордости за нацию, к которой принадлежу (неважно. что только наполовину; неважно. что выбор героя был произвольным, из песни уж теперь слова не выбросишь).
Tags: драматургия, итальянская литература
Subscribe

  • О маме.

    Мама умерла в понедельник. Сегодня пятница, а до меня не дошло еще, что случилось. Тельцы тугодумы и это иногда оказывается правильным свойством,…

  • О состоянии поиска.

    Одинокие женщины выглядят лучше. Да ладно, что такое говоришь, раз одна - значит недостаточно привлекательна, чтобы найти спутника. Или достаточно…

  • "Алхимик" Паоло Коэльо

    На самом деле озаглавить нужно было так: "O Alquimista" Paolo Koelho, потому что читала книжку на этот раз на языке, которым была…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments