majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Система мира" Нил Стивенсон.



        - Для меня высочайшая честь, - говорит Исаак, - служить моей стране. Иные отмечены славой на поле брани, другие - мудростью, третьи - красотой. Я чеканю монеты и стремлюсь сделать их надёжным основанием, на котором предприимчивые и рачительные граждане будут строить английскую коммерцию.

        - Потому что это Англия, а мы в Англии не убиваем своих соотечественников! - отвечает Мальборо. - Вернее, убиваем, но намерены положить этому конец.

  Современный мир велик и многообразен, а знать обо всем интересном и заслуживающем внимания в нем, так же нереально, как выпить море. Прежний мал, что ли, был? Нет, конечно. Физические размеры не изменились, но уровень напряженности информационного пространства, степень пронизанности внутренними связями возросла на порядок. На несколько порядков. Так вот, к Нилу Стивенону и "Системе мира". До недавнего времени вообще не знала о существовании такого писателя, но у  сжатого информационного поля свои преимущества: когда приходит твоё время для получения информации, она находит тебя сама, прихотливыми извилистыми путями, которые стороннему наблюдателю покажутся случайным стечением обстоятельств. Но мы то с вами знаем, что случайность - суть неосознанная закономерность и заметка почитать при случае "Ртуть", сделанная несколько месяцев назад, да так ни во что реальное и не прётворенная, в итоге вылилась в игровое задание прочесть "Систему мира".
Почему не "Ртуть"? Не успела схватить, раньше забрали. Но роман из того же "Барочного цикла", третий  в трехкнижии и название понравилось - разного рода системы интересуют меня чрезвычайно, а тут не что нибудь, целый мир! И впала в своего рода читательский ступор, едва начав читать - как это квалифицировать? Что передо мной: альтернативная история, стимпанк, авантюрный роман, исторический, какой-то невообразимый микс из всего перечисленого? Последнее ближе всего, имеет только смысл добавить научно-популярный, мистический и конспирологический. Не уверена, что и теперь все, но основное охватила.
Не многовато для одной книги? Для такой, какая описывает систему мира - в самый раз. Есть разные циклы романов: такие, в которых действие сквозное, набор персонажей кочует из книги в книгу и сегодняшние события закономерно вытекают из вчерашних, как завтрашние вырастут из сегодняшних, таковы Поттериана и Игра престолов. Есть такие, в которых все автономно и лишь в ключеаые моменты связь между элементами повествования проступает с очевидностью, таковы трехкнижия Робертсона Дэвиса. Есть, словно бы вовсе не соединенные временем, местом и персонажами, которые мелькают на периферии происходящего; но глубокая внутренняя связь ощущается как напряжение поля и целостность очевидна внимательному читателю. По этому типу живут "Опоздавшие к лету" Андрея Лазарчука.
У Нила Стивенона четвёртоый тип связи, российский читатель знаком с ним по произведениям Акунина, да он пожалуй, ближе других в наших палестинах к американцу: высокая степень эрудированности, тяготение к естественным наукам и истории, внимание к деталям, широкий охват, сильная авантюрная составляющая и сквозной герой, объединяющий цикл. В случае Стивенона - не один, а несколько героев. Преемственность поколений: пра-пра-прадеды и пра-пра-правнуки, представляющие одни и те же семьи у него, как Фандорины Акунина выходят из тьмы веков и движутся в далёкое будущее. Пронося через время неизменный набор свойств и качеств.

  Шафто всегда бесшабашные сорвиголовы и ловцы удачи с выраженной криминальной составляющей. Любезная моему сердцу астрология не чужда и Стивенсону и здешнего своего представителя этого семейства Джека Шафто он наделяет прозвищем "Ртуть",  имея в виду блеск, подвижность. неуловимость, но также и несомненные посреднические качества Меркурия (которому посвящен металл) и явную его с клонность к мошенничеству всех сортов. Хотя если быть совсем точными, Шафто - с его головокружительными карьерными взлетами и падениями, с удивительным спасением, когда все против этого, скорее Уран - высший Меркурий. Но я понимаю, почему не он оказался покровителем Короля бродяг - Уран Гершель откроет еще только в 1781 году, а на дворе у нас 1714 и Георг I Ганновер восходит на английский престол, сменяя почившую королеву Анну. В деталях автор точен.

  Уотерхаусы интеллектуалы, рыцари без страха и упрека. хотя авантюрная составляющая не чужда и им (как без нее в авантюрном цикле?)). Даниэль Уотерхаус водит знакомство с Ньютоном. Лейбницем и Гуком, принимает активное участие в экспериментах последнего, вхож в высочайшие гостиные своего времени и официально занимает высокие посты. А неофициально проводит в жизнь изощренный сложносочиненный план развития земной науки и цивилизации на ближайшие столетья. И даже оживляет при помощи философского камня не кого-нибудь - сэра Исаака Ньютона (только не надо кидать в меня тапками, не хотите - не верьте, я готова поверить, почему нет?).


  Нила Стивенсона обвиняют в поверхностности и в том, что его картина мира противоречива. По впечатлению от "Системы мира" с этими обвинениями не соглашусь. Все предельно четко, достоверно, точно в деталях и не вызывает читательского отторжения внутренними противоречиями. На мой девичий взгляд экшна многовато, а романтики могло быть и поболе, но это я так, брюзжу. В конце концов, есть ведь "Алмазный век или букварь для благородных девиц". Им и продолжу знакомство.
Tags: американская литература, история, киберпанк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments