majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

Об Александре Амфитеатрове.


Фамилия не показалась ни забавной, ни вычурной, ни претенциозной. У Акунина в "Декораторе" есть об этом, когда объясняет происхождение имени своего невзрачного Тюльпанова. Священникам в Российской Империи давали благозвучные фамилии. Потому, если сталкиваешься с какой-то чересчур виньеточной, можешь быть уверен - носитель ее из потомственных священнослужителей. Как Розанов или Флоренский. Амфитеатров с ними в одном ряду.

  Он был представителем того поколения литераторов, которое называется Серебряным веком русской литературы. Действительно происходил из протоиерейской семьи, окончил юридический факультет Московского университета, работал как журналист со столичными изданиями; обладал и помимо того многими талантами - зачислен в труппу Мариинского театра как оперный певец (баритон); масон в немалых чинах; революции не принял, а в двадцать первом году, пятидесяти трех лет отроду бежал на лодке с семьей из Петрограда в Финляндию. Отец четверых сыновей, каждый из которых успешно реализовался в творческой профессии.

  Это последнее много говорит об умении планировать жизнь и воплощать свои планы - ориентироваться в каузальном потоке. И о родительской харизме. Его творческий диапазон широк необычайно, фактически Александр Валентинович создавал энциклопедию русской жизни на стыке веков: великосветская жизнь ("Княжна"), сыщики, феминизм ("Виктория Павловна"), тайные и явные пороки (проституция, сутенерство - "Марья Лусьева"), мещанский быт, оккультизм. "Дьяволом в быту, легенде и литературе Средних веков" активно пользовался Булгаков при создании "Мастера и Маргариты".

  Очень хороший язык, сочный и одновременно простой до тривиальности. Речь персонажей мгновенно и точно вдвигает говорящего в отведенную ему нишу, не вызывая у читателя ни малейшего внутреннего  сопротивления. Я прочла несколько рассказов из разных циклов и везде есть история, характеры, динамика развития сюжета, точные речевые характеристики героев и четкая позиция рассказчика - отменное сочетание ядра и оболочки.

  У Амфитеатрова есть свойство, которое чрезвычайно ценю не только у литераторов, но вообще в людях. Он не судит. Он понимает побудительные причины, зщаставляющие героев поступать именно таким образом. А когда и не может понять, все одно не берет на себя ответственность судить. Оставаясь сочувствующим свидетелем, который всегда на стороне маленького человека.
Tags: русская литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments