majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Ночной разговор с палачом" Фридрих Дюрренматт.


"Минотавр" Фридрих Дюрренматт.

"Визит старой дамы", помните? Богачка приезжает в городок. некогда изгнавший ее с позором и обещает одарить  безумными деньгами, да не муниципалитет - горожан, каждый из которых получит свою долю. А взамен только и просит, что жизнь одного из них. Парня, который погубил ее в юности. И жители сначала возмущаются: "Да как она смела о нас так думать! Мы не язычники какие, чтобы человеческие жертвоприношения практиковать!" Но потихоньку мысль о неотвратимости наказания внедряется в умы и сердца, вот она уже кажется торжеством справедливости, вокруг бедняги вакуум, а каждый в городке живет не по средствам, удовлетворяя капризы, которым прежде не позволил бы себе потакать. Финал закономерен: долги горожан приводят их на грань финансовой катастрофы и уже ничего не остается, кроме как убить незадачливого Альфреда (не забыли, деньги дадут не за красивые глаза). Дама, а это именно она разорила город, отбывает.

Нашему зрителю повезло знать эту историю, благодаря фильму Михаила Козакова с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом в главных ролях. Что до прочих работ Фридриха Дюрренматта, то за пределами узкого мирка театралов и литературоведов о нем мало кто знает. Я взялась за "Ночной разговор с палачом" отчасти для того, чтобы восполнить свой пробел такого рода, но главным образом из-за "Визита Дамы" - человек, сделавший такую сильную, глубокую и парадоксальную вещь, интересен по определению. И я была разочарована. Сюжет: тоталитарное государство, в котором машина правосудия упрощена до примитивности: ни обвинения, ни судебного разбирательства, ни прокурорского надзора. К Осужденному, приговор которому выносит анонимный Судья приходит ночью Палач и приводит приговор в исполнение. Прямо домой.

  И чем это отличается от убийства? Ничем. Только ведь обществу нет дела до судьбы своей единицы, имевшей несчастье навлечь на себя неприятности. Чтобы не слышать криков, закроем поплотнее окна, заткнем уши берушами и постараемся поскорее забыть поутру о неудобном ночном шуме. Авось с нами такого никогда не случится. В этом должен ощущаться некий высокий пафос, но не ощущается. и разговор Писателя с Палачом кажется тоскливо-муторным, перенасыщенным трескучими фразами о Свободе и Высшей Справедливости, а на деле переливанием из пустого в порожнее. И Писатель все время называет Палача презренным, ничтожным, недостойным, обращается к нему на "ты" в лучших традициях сословного снобизма, и несет откровенную чушь. В то время, как слова Палача исполнены достоинства и уважения. И ты, грешная, думаешь: "Да кончай уже скорее этого борзописца!"

  Не самая лучшая из пьес драматурга, пришедшая ко мне не в самое удачное время. Кстати, о времени. У всякого человека с сильными Близнецами наблюдается закон парности - однотипные события, встречи, информация дублируются. Вчера писала о Тургеневе, позаимствовавшем сюжет "Дворянского гнезда" у Гончарова, сегодня не могу не сказать о том. что Дюрренматта дважды серьезно обвиняли в плагиате. В первый раз вдова Франка Ведекинда инициировала судебное разбирательство по поводу "Брака господина Миссисипи", как две капли воды похожего на "Замок Шлоттерхейм" ее мужа; во второй дальше разговоров дело не пошло, однако имя жертвы копирования более на слуху - "Франк V. Опера частного банка" многим показалась подозрительно напоминающей "Трехгрошовую оперу" Брехта. Бывает. Зато он написал "Визит Дамы" (от Дюрренматта-художника я тоже не в восторге).
Tags: аудиокниги, драматургия, немецкая литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments