majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

О Салиме Синае ("Дети полуночи" Салмана Рушди).


В "Розе Мира" Даниила Андреева есть упоминание такого мира (или слоя реальности) который называется Жером, иерархически надстоит нашему (Энрофу), в нем живы литературные герои - даймоны. Разумеется, не все. Сонмы невразумительных недотыкомок, высосанных графоманящими "творцами" из пальца, никогда не были и не будут живыми ни в каком из возможных миров (кроме, разве что, адова круга, куда попадут авторы). Но когда и если ты встречаешь на страницах книги настоящего живого и теплого, и бестолкового, и чуть вонючего, но в чем-то похожего на тебя и такого родного человека - будь уверен, он в том мире.

Салим Синай из числа таких, и "Букер букеров", присужденный читателям "Детям полуночи", он не за политику и не за сюжет, и не за магреализм, а за него, за выпуклую яркость и живость этого маленького человечка с большим носом. Но я не нашла отдельной статьи о герое ни в русской, ни в англоязычной Вике и прочий интернет не взрывается кучей ссылок в ответ на запрос. Я делаю это для себя, для того, чтобы помнить книгу и ее героя, потому что он стоит того, чтобы кто-то рассказал о нем отдельно.

  Итак, рожденный в один день и час с новой независимой Индией,  избавленной от векового гнета колониального английского господства, ребенок обладает необычными способностями. Но об этом чуть позже. Что можно сказать о сверхспособностях человека,который пачкает пеленки, сосет грудь, срыгивает и попукивает к вящей радости родителей? Рождение и необычную судьбу его предсказал  в туманных (как водится у предсказателей и астрологов) выражениях прорицатель. Не порадовав несчастную мать. Было там и о двухголовости ребенка: сквозь невразумительное бормотание прорывалось: "Нос и Колени. Колени и Нос" и всякие другие подобные откровения. Так вот, наш герой (я именно выделяю это "наш") потому что, едва родившись, младенец с узловатыми коленками был подменен нянькой, она просто поменяла местами двух,почти одновременно рожденных мальчиков.

  И с этого момента судьба предсказанного младенца расходится с судьбой того, который оказался в предназначенной ему колыбельке. Они будут пересекаться много раз и сыграют роковые роли в судьбах друг друга - кармический узел во всей его ужасающей красе (вот вам и две головы). Но у того, что становится Салимом Синаем другая отличительная особенность. Вы уже догадались, нос. Не так "Нос"! Рушди возводит родословную малыша ни больше, ни меньше, как к Сирано де Бержераку, комментарии излишни. Нос все время забит соплями,что не добавляет владельцу привлекательности в глазах окружающих. И еще, малыш Салим испытывает потребность время от времени оставаться в уединении, ну необходимо ему автономное пространство. Любимым местом становится бельевая корзина в ванной. Не спрашивайте почему, по рядщу причин.

  И вот, прячась в очередной раз в своем убежище, ребенок становится свидетелем стыдной тайны своей матери, а тут нос (!) взрывается чихом, возмущенная родительница дает сыну затрещину, каким-то диковиным образом перераспределив тряской сопли (которые всегда при нем в большом количестве) едва не до мозга. И у мальчика открывается дар телепатии. Он может считывать эмоции, простые мысли близких людей, может вторгаться и в глубинные слои подсознания, но в этом случае жертва вмешательства чувствует его присутствие. Однако не это главное.

  Главное - Салим может служить связующим звеном со всеми детьми, рожденными в первый час объявленной независимости Индии. Ни много, ни мало - тысяча и один. И все обладают некими сверхспособностями. Какое-то время они радуются обретенной связи и строят радужные планы. Потом герой впервые спознается с Шивой (колени), чье место в богатой семье невольно занял. Тот с детства отличается нечеловеческой жестокостью и неимоверной силой коленей, которые использует, как самое действенное оружие. А столкнувшись, понимает - мир не так дружески расположен к нему, как прежде казалось.

  Салима ждут в дальнейшем многие беды и горести, он утратит дар, будет разлучен с родиной, станет еще более непривлекательным физически. Влюбится в сестру (неродную по крови, но это не отменяет противоестественности влечения). Потеряет всех близких. Дойдет до крайней степени унижения (человек-собака), будет воевать на стороне Пакистана и почти сгинет в джунглях. И выживет. Только для того, чтобы стать свидетелем гибели Полуночных Детей (так они называли себя в благословенные времена детства). И сам к сорока годам будет чувствовать себя разваливающимся на куски, обреченным. Но он живой. И теперь, если кому интересно, он есть еще в одном месте. Здесь.
Tags: англоязычная литература, индийская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments