majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Прекрасная пани Зандейман" Анджей Щипёрский



"Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением,чем чаще и продолжительнее я размышляю о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне"
Иммануил Кант.


"Открылась бездна звезд полна.
Звездам числа нет, бездне дна".
М.В.Ломоносов.

  Основной принцип астрологии - макрокосм в микрокосме. То, что  наверху влияет на то, что внизу и звездное небо в момент твоего рождения определит моральный закон в тебе, события и обстоятельства твоей жизни; архетипические сюжеты, которые развернутся в ней; роли, что станешь разыгрывать. Информация о целом океане содержится в одной капле и каждый человек - Вселенная, а каждая книга может отразить целый мир. В идеале. В реальности люди чаще всего предпочитают одну (максимум две) маски, которые приклеиваются к лицу, намертво срастаясь с кожей, а книги становятся плоским зеркалом, если что и отражаюшим - то амбиции и комплексы автора. И хорошо еще, если зеркало не окажется кривым.

  Встреча с книгой Анджея Щипёрского стала читательским потрясением, родом культурного шока именно потому, что "Прекрасная пани Зандейман" - капля, вмещающая океан. Как городок в табакерке, как окно в иную реальность, открывшееся через стекло игрушки в "Костораме" Одоевского: как Талисман в одноименном романе Стивена Кинга - все миры в небольшом артефакте, который ты можешь удержать в раскрытых ладонях.

  Мне обычно без труда удается классифицировать персонажей литературного произведения с точки зрения принадлежности к тому или иному астрологическому архетипу: Луна в Овне - гляди, какая буря в стакане воды; а это Марс в Весах: внешне на позициях всеобщего примирения и ратует за справедливость, но глубоко под всем этим боится, умирает от страха; а вот Венера в Рыбах - экзальтирует, царит, но место это для нее не самое благоприятное, естественный двенадцатый дом остается местом заточения, какими богатыми шелками ни затяни стены, какой позолотой ни укрась мебель.

  Так вот, подобные экзерсисы даются мне без труда, но в случае "Пани Зандейман" просто не хочу ими заниматься. Роман совершенен, это настолько тонкое и точное творение, что любая  попытка изъять из него персонаж или ситуацию для более детального рассмотрения, будет сродни вивисекторскому опыту над живым, в результате которого живым оно быть перестает, а любознательный прозектор имеет волоконца плоти и костный спил, да некоторое количество крови в желобах стока.

  Эта книга сложна не вымученной сложностью структуры или потока сознания, которыми терзает читателя  постмодерн, она не поражает воображение псевлоинтеллектуальными ворохами тряпья с аллюзиями ко всем  мифологиям мира, она говорит о людях в экстремальных, калечащих обстоятельствах: одни перестают быть людьми, снимая и отбрасывая человеческую сущность, как надоевшую маску, другие не могут и не хотят. И все знают, что умрут. И я плакала все время, пока читала ее. Не от жалости к героям и не от ужаса перед происходящим - от восхищения невыносимой, ужасной и прекрасной сложностью бытия, подаренной мне романом.
Tags: польская литература
Subscribe

  • "Кареглазый Громовик" Шамиль Идиатуллин

    И матери сердце,упав на порог, Спросило его: Не ушибся, сынок? Помните историю Козетты из "Отверженных"? Помните. как маленькая…

  • "Псоглавцы" Алексей Иванов

    Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей: Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей...…

  • "Чапаев и Пустота" Пелевин.

    Случайность - неосознанная закономерность, и спонтанное решение прочесть "Чапаева и Пустоту", созревшее аккурат накануне пятьдесят…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments