majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Нейромант" Уильям Гибсон.


  Там есть эпизод с осиным гнездом, помните? Пятнадцатилетним, Кейс месяц прожил в клоповнике с девушкой по имени Марлен. Трахаясь, между выпивкой и добыванием на нее средств. Первую осу, которая начала строить свой серый бумажный домик на оконной раме, они не заметили. Но вскоре гнездо разрослось до размеров кулака и осы летали за добычей на соседнюю помойку, как маленькие полосатые вертолеты-истребители. А потом одна из них ужалила подружку и та начала орать, чтобы Кейс сжег этих тварей. И он достал из стенного шкафа огнемет ее экса, навел на бумажный домик, но спьяну промазал и только пережег ложноножку, которой гнездо крепилось к раме. Оно рухнуло вниз, пришлось спуститься и закончить начатое.

 Бумажная оболочка, прежде милосердно скрывавшая содержимое, лопнула открыв все стадии рождения, от ступенчатых клетушек, заполненных яйцами, через беспрестанно двигавших челюстями личинок к взрослым особям. "В воображении предстал своего рода биологический пулемет, чудовищный в своем совершенстве. Чужой, нечеловеческий." Дальше он настолько очумеет от ужаса и омерзения, что начнет давить на спуск, забыв включить зажигание и струя горючего польется на осинник, а когда, опомнившись, нажмет "огонь", все взорвется, опалив брови и волосы.

  Нормальная реакция человека на вторжение в его жизнь странного. непонятного, несущего смутную или явную угрозу. Отвращение, выворачивающее наизнанку и желание избавиться как можно быстрее: уничтожить или сбежать, если не получится. Это ключевая метафора романа. Дальше образ осиного гнезда - потенциально опасного образования,  паразитирующего  на внешне стабильной системе, которая на поверку оказывается паразитом на теле и разуме более мощного конгломерата, будет повторяться с утомительным постоянством.

  С той же, превосходящей понимание, настойчивостью, с какой этот образ вторгается в мою читательскую жизнь последнего времени. Бесконечный парад-алле, начиная с "The Case of Death and Honey" Нила Геймана -  пчелиной истории о Шерлоке Холмсе, впрочем, пчелы там ближе к осам уровнем агрессии, а черный мед, который они добывают, гораздо вернее может убивать, чем служить основным ингридиентом для средства вечной молодости. Им -только в умных руках Холмса, который по зрелом размышлении не решится отдать панацею человечеству.

  Потом "Конец всей этой мерзости" Стивена Кинга: в качестве иллюстрации действенности своего метода подавления агрессии, герой сует руку в осинник и ни одна оса его не жалит. Применение средства к людям развивает у них раннюю деменцию, но узнают об этом "благодетели" уже после применения "лекарства" - хотели как лучше, получилось как всегда.

  После "Осиная фабрика" Иэна Бэнкса, где обреченные на смерть осы служат инструментом странного оракула, изобретенного странным мальчиком, который в конце окажется  девочкой - еще одна ступенька смыслового каскада, косвенно связанного с образом осиного гнезда - непонимание смысла происходящего, попытки подобрать для расшифровки точную знаковую систему; символы, которые становятся садостаточными и подменяют жизнь. И агрессия, как фон - на всякий случай: убей, если не можешь сбежать.


  Однако вернемся к "Нейроманту". Осы, готовые без разбору жалить любого, оказавшегося в радиусе доступности - Кейс и Молли. Гибсон не заморачивается особенно с мотивацией трудного детства и деревянных игрушек. Да, мир жесток, да - выжить в нем может лишь отточивший навык выживания до остроты, а преуспеть - отточивший до бритвенной остроты ("Танцующая бритва" - одно из прозвищ напарницы героя). Но Артмитидж и люди, стоящие за ним - тоже осы, преследующие свои, неясные героям (и по большому счету читателю), цели.

  Квинтессенция осиного гнезда в романе - вилла Тесье-Эшпулов "Блуждающий огонек", это даже внешне копирует не навязываемый образ противоестественного совокупления или кормления, но именно прилепившегося как-попало к чему-попало осинника, со всеми стащенными туда абсолютно чужеродными предметами роскоши, с малюткой-клоном-осишкой 3-Джейн.

  И я не знаю, имел ли в виду Гибсон интерпретацию своего романа, как осиного гнезда, но именно таким он и предстает при внимательном рассмотрении. А чемдругим может быть киберпанк, вскормленный молоком творений Керуака и Уильяма Берроуза? Для справки: в тайне от матери, тринадцатилетним, Гибсон купил их книги и, надо полагать, прочел внимательно. Странные, пугающие, агрессивные насельники странного пугающего агрессивного мира, имеющие целью странных пугающих. исполненных агрессии действий сделать его еще более странным, пугающим и агрессивным.

  Это значит плохая книга? Это значит очень хорошая, хотя и руководствующаяся логикой, чуждой пониманию. Одна из первых литературных деклараций Эпохи Водолея (которая, вопреки всеобщему убеждению, не ограничится медитациями в позе лотоса и позитивной психологией). Покровитель Водолея Уран, в числе прочего олицетворяет странные вещи непонятного назначения.  Если нам, с наших сегодняшних позиций совершенно неясны логика и предназначение осиного гнезда - это не значит, что они отсутствуют в принципе.

  Опасения, что этот путь окажется магистральной линией развития, уже сегодня можно считать несостоятельными.  За тем и нужна была эта книга. Прививка. Тренировочное прохождение лабиринта с целью раннего диагностирования тупиков.
Tags: американская литература, киберпанк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments