Читала на английском: если браться в оригинале, то за любимое, а Нила Геймана люблю давно. Но первое время все только ворчала, да бурчала: зачем так увлечен литературными экспериментами. Лабиринт (где-то у него уже было подобное) и стихи; "Оранжевое", и Кассандра - ну да, интересно: бездна смотрит в тебя покуда думаешь, что это ты в нее заглядываешь. Потом была "Истина - это пещера в черных горах", исполненная такой мрачной виноватой суровой нежности, что вот - можно и не ждать уже ничего. Не писатель стал хуже, это ты пресытилась и от всего воротишь нос, и поделом тебе, коли так.
И поделом (про рассказ о Шерлоке Холмсе: могла бы порадоваться встрече с любимым героем, а вот сидишь и думаешь: "Ну да"). Они двигаются, сменяя друг друга: "Иерусалим", "Стук-постук" (в пелевинской "Лампе Мафусаила" та же концепция, но у него не мрачное и пугающее, а спокойное и умиротворенное - греметь, славя выход Императора Вселенной); дурацкая история с Амандой, которую мачеха послала за дозой в притон драгдилера - виват родственникам и знакомым кролика, жена писателя, просто обязана быть увековеченной, как без того. А вот зверики из "Заклинания нелюбопытства" милые, те, что из начала времен.
Скучный Тонкий Белый Герцог. Но по большей части удобопостигаемая лексика. Не то, что с "Доктором Кто", в части которого я вообще табула раса. Так движешься потихоньку к финалу и ничего особенного не ждешь, более склонная винить себя, чем писателя. Хотя история со статуей, впрямь - пугающая и притягательная. И вот скажите, не возникает ли у вас периодически параноидального ощущения пристального взгляда (большей частью снисходительного, но кто знает, как обернется, если не оправдаешь ожиданий неведомого наблюдателя)?
А потом Спящая Красавица, Ура! - давным давно, в "Дыме и зеркалах" влюбилась в историю Белоснежки "Кровь, яблоко и снег" (тогда и мечтать не смела прочесть на том, языке, которым написано и вот поди ж ты). А эта даже круче. Каков хитрец, лучшее к финалу приберег - думаешь, совершенно удовлетворенная во всех читательских ожиданиях. Но главное впереди, "Черный пес" - и вот тут пропадаешь. Н-ну, потому что это возвращает к "Американским богам".
"Американские боги" гениальная вещь, а Тень - совершенно гениальный персонаж и последняя повесть напоминает о романе, и можно ли мечтать о большем? И вспоминаешь (хотя на деле никогда не забывала), что скоро обещают сериал по фильму. И тихо млеешь в ожидании: а помнишь-помнишь, она называла его "щенок"? И он кинул золотой доллар в ее могилу? И Черобога, и Зорю Вечернюю, и мистера Ананси, и карусель? А как висел на дереве, ужасно и прекрасно в одно время? И похоронное бюро, помнишь?
Умеет Нил Гейман одарить читателя счастьем: для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным.