majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Category:

"Третий человек" Фильм 1949 года.




Орсон Уэллс играет Генри Лайма
В старом радиоприемнике, пока
Я вожусь с креслом,
Орсон встречает даму
И крюком согнутую гадалку, и толстяка,
И нью-йоркского мафиози в изгнании.
И успевает переспать с дамой,
разгадать загадку,
Прочесть сценарий.

Нил Гейман "Осторожно, триггеры".
  Правило двух рекомендаций. Из двух источников должны прийти упоминания книги или фильма, чтобы сподвигнуть прочесть или посмотреть. Первое пришло после того, как поделилась впечатлением от романа Грэма Грина "Третий" от человека, к мнению которого прислушиваюсь: "А посмотрите фильм 49-го года. Великое кино". Второе - парой недель позже. Читая сборник рассказов Нила Геймана в оригинале (несмотря на неблестящий английский), натыкаюсь на тот пассаж об Орсоне Уэллсе, который вынесен в эпиграф, и сочетание имени-фамилии Генри Лайм заставляет как-то поежиться. Что-то до боли знакомое из недавнего времени. Не доверяя своему небольшому английскому, разыскиваю русский вариант того же рассказа. А-га!

Он говорит здесь о том фильме, который рекомендовал мой знакомый и в котором, да, Орсон Уэллс - человек-легенда действительно сыграл Генри Лайма. Вернее даже, не о фильме, а об одноименной радиопостановке, где великий человек исполнил ту же роль. Для справки, если кто знал, но забыл: Орсон Уэллс признан режиссером номер один (американскими кинодеятелями) и он - тот, кто придумал постановку "Войны миров" в виде серии радиорепортажей, что вызвало панику среди слушателей.

  Только вот, Генри Лайм, сыгранный Уэллсом, не главный герой книги. Он - главный злодей. И вовсе не он встречает всех этих колоритных персонажей. И не ему доводится почитать сценарий, подыгрывая скверной актрисе и не большой красавице Анне Шмидт, бывшей любовнице своего покойного друга, в которую угораздило влюбиться. Человеком этим был Ролло Маркус, герой-простак, ведущий расследование, разве нет? Я вроде пока не в маразме.

  Ничего не остается, кроме как смотреть фильм, признанный "лучшим британским всех времен". Я не пожалела. Чудный нуар, вообще люблю иностранные фильмы сороковых. Может потому что те из них, которые дошли до наших дней, прошли очень жесткий отбор, отфильтрованы до дистилляции. Герои интересные, значительные, стильные. Ни в коем случае не старомодные и вовсе не наивные.

  Просто смотреть На Джозефа Коттена, который здес Холли Мартенс (не Ролло Маркус, как в книге, но книга была после фильма, так что право первородства у киношного героя, имя которого нравится мне больше). И Анна, она тут хорошая актриса (не то, что в романе), да к тому же подлинная красавица. И куча второстепенных персонажей, каждый по-своему колоритен, смотрела бы, не отрываясь. Орсон Уэллс, кстати, совсем мне не понравился со своими утрированно ирландскими чертами. Ну да, обаяшка, но наши лучше. Я имею в виду - положительные герои.


  Просто слушать музыку, написанную для фильма Антоном Карасом, ту, что в значительной мере обеспечила его успех.  Финансовое чутье, кстати, изменило величайшему режиссеру времен и народов при выборе формы оплаты за это кино. Ему было предложено на выбор: гонорар или процент с проката, Уэллс выбрал первое. а фильм стал блокбастером и крутился во всех кинотеатрах мира до полного затирания пленки. Да что крутился, он и сейчас идет трижды в неделю в венском "Бургштрассе" (раз идет, значит и зритель имеется).

  Так-то вот. И все же, почему Гейман допустил эту неточность? Он плохо знал источник? Не думаю. Наверно просто хотел, чтобы кто-нибудь из его читателей возмутился и пересмотрел фильм. Я люблю Нила Геймана.
Tags: американская литература, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments