А бабушка внученьке сказку плела.
О том, как царевна в деревне жила.
Жила-поживала, не зная заботы,
Но как-то в деревню, отстав от охоты,
Забрел королевич напиться воды...
С тех пор королевич не ест и не пьет,
И странный озноб королевича бьет,
И спит он тревожно, и видит во сне
Герань на своем королевском берете...
Старушка плетет и плетет небылицы,
А девочка спит. Тш-ш, спит.
Галич. "Олимпийская сказка"
"вы угоняете машину марки "Москвич" и едете в сторону пустыни Гоби. Я надеваю красный комбинезон и желтый картуз. Иду в том же направлении". "Когда же пойдет снег", увидела телеспектакль и пала, сраженная искусством словесной игры, из обыденного телефонного флирта в детектив, шпионский боевик, комедию - во все разом. В этом году сравняется сорок лет моей любви к прозе Дины Рубиной, а это срок, с какой стороны ни взгляни. И сколько всего было за эти годы: жаркий Ташкент в "Солнечной стороне улицы"; понятие трикстера и "Минорный свинг" Джанго Рейнхардта, подаренные ею с "Синдромом Петрушки".
Рубина Мастер Игры в гессевском кастальском смысле - человек, сплетающий золотой нитью, вещи и понятия, что кажутся несводимыми по определению. Кружево узора представляет определенную ценность, но оно для профанов: повороты сюжета, не выдерживающие критики, с точки зрения драматургии и жизненной логики; избыточные словесные красивости; сентиментальность; герои - микс марвеловских персонажей и сиротки Марыси.
Рубина Мастер Игры в гессевском кастальском смысле - человек, сплетающий золотой нитью, вещи и понятия, что кажутся несводимыми по определению. Кружево узора представляет определенную ценность, но оно для профанов: повороты сюжета, не выдерживающие критики, с точки зрения драматургии и жизненной логики; избыточные словесные красивости; сентиментальность; герои - микс марвеловских персонажей и сиротки Марыси.
Это все финтифлюшки, подлинная игра не в прихотливом блуждании, но в моментах, которые оно соединяет, камера наезжает* и... Вот девочка в венском кафе, виртуозно играет крейцлеров "Прекрасный розмарин" для счастливой беззаботной публики, сама счастлива, беззаботна и одета изящной куколкой. Смертельно раненная женщина в дурацком рыжем "парике парубка" накрывает своим телом подругу, спасает от осколков, дарит продолжение жизни, которую потеряла. Пожилой осанистый мужчина с канареечной клеткой в руке выпевает оперным речетативом: "Как смели вы ударить женщину" нацисткому офицеру и падает, застреленный.
А это город в чаше гор с прогретыми солнцем аппортовыми садами; многослойный пирог из запахов - вертикальная зональность в наглядном отображении. Вот мальчик в чужом городе чужой страны бесконечно слушает в кассетном плейере "Реквием" Моцарта. И глухая девочка весело порхает на коньках под музыку, которой не слышит, но ритм ее чувствует кожей. А вот застывшее во внутренней погруженности лицо Марии Аннунциаты с картины Антонелло де Мессина, ее остерегающе поднятая рука.
А это город в чаше гор с прогретыми солнцем аппортовыми садами; многослойный пирог из запахов - вертикальная зональность в наглядном отображении. Вот мальчик в чужом городе чужой страны бесконечно слушает в кассетном плейере "Реквием" Моцарта. И глухая девочка весело порхает на коньках под музыку, которой не слышит, но ритм ее чувствует кожей. А вот застывшее во внутренней погруженности лицо Марии Аннунциаты с картины Антонелло де Мессина, ее остерегающе поднятая рука.
И все это здесь, все соединено, все смыкается, переливаясь одно в другое: музыка, живопись, любовь, смерть. Для Рубиной, с ее точным соединением Венера-Плутон во Льве, последняя пара понятий смыкаются самым естественным способом. Такой аспект в натальной карте всегда указание на роковые страсти, сопутствующие его носителю: флирт об руку со смертельной опасностью; любовь и гибель; возможности социализации и жизненного успеха, сминаемые в беспощадной давилке неотвратимых обстоятельств. Слава, за которую платишь дорогой ценой, но и большая известность, возрождение через смерть - птица Феникс, восстающая из пепла.
"Русскую Канарейку" имеет смысл читать, как приглашение к игре. Они все Homo Ludens на грани смертельной опасности: Барышня Эська, прошедшая все фронты Великой Отечественной; брат ее Яков, революционер и шпион; Зверолов со страстью к игре в самом буквальном из возможных смыслов, но и работой своей - чем не игра с опасностью. Простодушная Стеша с "запоздалым" умом - спектакль перед румынами-мародерами. Что уж говорить о главных героях.
Айя и Леон - плоть от плоти смертельной игры, каждый со своим комплексом причин, приведших к ней, но в другой жизни: тихой, спокойной, обыденной, не мыслящие себя. И, ах, как могла я не вспомнить огненную рыжуху Владку, ее гандононадеватель (sorry, так в источнике) ближе к финалу вызвал гомерический хохот. И вот еще что, я говорила о логичности происходящего, не выдерживающей критики, так вот, в основе этой книги очень правильный и точный фундамент - таланты детей необходимо развивать. А после отпускать их от себя, позволить расправить крылья и лететь самим.
* "Камера наезжает" - одно из лучших произведений Дины Рубиной.