majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Девочка Никто" Анджей Вайда.


"Пан-на Никт, пан-на Никт!" - скандируют подружки, потом хохочут. Субтитры: "Miss Nobody", закадровый перевод: "Девочка Никто". Не кино о травле подростками свертницы. А сжавшаяся в комок девочка Марыся, которая случайно услышала разговор о себе  двух лучших, прежде, подруг, не беззащитна, как может показаться. Не в глубины лестничного пролета шагнет, выйдя тихонько из квартиры. А разорвет в клочья письмо, которое может изменить жизнь одной из них. Наполнить содержанием, дать новый стимул, придать осмысленности.

Она теперь повоюет за себя, выгрызет у мира из горла то, что считает по праву своим. Ее научили. И урок был интересным, как лекция у лучшего профессора. А что послевкусие горчит - не страшно. В жизни за все приходится платить. А зачем выгрызать? Не лучше ли так разумно устроить, чтобы Жизнь сама дала то, что считаешь принадлежащим тебе? Это на следующем этапе, пафос и главная задача первого - выжить, вырваться из унизительной нищеты.  

  И не говорите, что бедность может быть достойной. Главный критерий не то, какого уровня престижности автомобиль, интерьер и одежду можешь себе позволить. Главное - уровень образования, который можешь дать своему ребенку и следовательно - будущее, на которое он потенциально может рассчитывать.

  Так сложилось, что фильмов Анджея Вайды раньше не смотрела, это первый. Снятый режиссером в семьдесят, когда уже по определению никому ничего не надо было доказывать - имя в кинематографе завоевано давно и прочно. Потому обращение к теме девочек-подростков - не дань эпатажу. И не подростковая жестокость в фокусе, не сложности взросления и даже не социальные проблемы. Все это присутствует, но фоном. Знаете, я понимаю так, что талантливый человек слышит-видит-может воплотить темы, которые только еще станут актуальными.

  Даже не так: подлинного мастера часто выбирает тема, которой пришло время воплотиться. Сам Вайда не любил этого своего фильма и знатоки его творчества говорят об ощутимом выпадении из созданного режиссером киноряда. И однако, это шедевр. Сегодня, двадцать лет спустя, смотрится актуальным, как если бы был снят только что. Отсутствие компьютеров и мобильных телефонов не делает старомодным. Это декорации, которых Мастер не включил в видеоряд. Не прикидываешь, смотря: а вот здесь уместно было бы позвонить на сотовый; а тут можно загуглить - просто не возникает таких ситуаций, в которых была бы в том острая необходимость. Какая-то правильная вневременность.

  Он два десятка лет назад увидел и показал тенденцию в развитии общества - мир, в котором женщины не ставят во главу угла мужчину. Смотрите, как мало в кадре мужчин. А те, что появляются и упоминаются, выглядят и ведут себя если не как придурки, то как негодяи. Исключение единственно для отцов. Отец присутствует в жизни женщины, как Спаситель и отношения с отцом - во многом отражение отношений с Богом: Взгляни, Господи, что я делаю, что могу сделать, я творю это во славу Твою!
Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments