majstavitskaja (majstavitskaja) wrote,
majstavitskaja
majstavitskaja

Categories:

"Мамочка" Ксавье Долан.


"Такого не может быть, потому что не может быть никогда" - думаешь, досмотрев кино, совершенно оглушенная впечатлением. И твое "не может быть" - не к истории, рассказанной с экрана. Такого - да сколько угодно. К собственной реакции на фильм. Потому что прежде ничего подобного не испытывала: ни с коммерчески успешными блокбастерами, ни с артхаусом. Ни на что не похоже и выражение "сносить крышу" применительно к этому, перестает быть фигурой речи.

Как слишком большой поток посетителей, обрушивший сайт или очень мощный электороприбор, включенный в слабую сеть - предохранитель выбивает. Вселенская невыносимая тоска, безвыходность и полынная горечь. Даешь себе время на ремонт, приводишь внутренние связи в порядок. Ну вот, теперь можно попробовать разобраться с фильмом и своей реакцией на него. Каждый выбирает для работы те инструменты, которыми ему удобнее пользоваться.

  Сюда лучше всего подойдет астрологическая система домов. Нет, не слишком сложно, да вы сейчас сами увидите. Астрологические дома, в отличие от знаков и планет, мало что говорят широкой публике. Если очень кратко: планеты - деятели зодиака (персонажи пьесы).  Знаки - место действия (декорации). Дома - обстоятельства, собственно действие и ощущение зрителя от него.  Домов двенадцать, по числу знаков, значение у каждого свое.

  Первый - ты сам. Второй - деньги и движимое имущество. Третий - социальные связи, школа, соседи, дальняя родня, близкие поездки. Четвертый - родной дом и мать. Пятый - игра, любовные связи, дети. Шестой - работа и здоровье. Седьмой - партнерство (в основном брачное). Восьмой - дом смерти и наследства. Девятый - высшее образование и дальние путешествия. Десятый - карьера и отец. Одиннадцатый - друзья, неформальные связи и выигрыши. Двенадцатый - тайные враги, заключение.

  Теперь смотрите. Этот фильм - перевертыш. Он аршинными буквами пишет у себя на лбу, да просто кричит о том, что это об отношениях матери (четвертый дом) и сына (пятый). Околдованный талантом режиссера, зритель ест у Долана с рук. Да и может ли быть иначе: в фокусе семья, пусть не совсем привычная: слишком моложавая и эмансипированная мама, слишком неуправляемый подросток-сын ("СДВГ", - скажет Диана соседке - педагогу и дополнительных объяснений не потребуется).

  Они все время (когда не бранятся и не дерутся смертным боем) говорят о своей любви друг к другу, о том, как много друг для друга значат. Есть что-то даже противоестественное в этой взаимозависимости и зритель. большей частью не избалованный такой привязанностью собственных подростков детей, вздохнет: Не подарок, конечно сынок, но как любит маму. А что ведет себя по-скотски, так это просто болезнь, сказано же, СДВГ.

  И вот теперь, следите за руками, господа.Что, если я скажу, что фильм целиком под третьим домом? Ну третий, так третий - соседка Кайла большое участие в судьбе мальчика и мамы принимает. Проходит с ним школьную программу. готовит к экзаменам. Все, как заявлено по третьему дому. Что там еще? Короткие поездки? Диана постоянно мотается по работе, а Стив колесит по окрестностям на своей доске. Школа - из школы его исключают в самом начале, что, собственно и создало сюжет.

  Это правильный ответ, но это не весь правильный ответ. Потому что не материнско-сыновние отношения, а усредненно-социальные, которые под них мимикрируют. Весьма успешно, с явными отсылками к фрейдизму с эдиповым комплексом и бла-бла-бла. Откуда забирает женщина сына? Верно, из центра для детей с девиантным поведением, своего рода интерната для неблагополучных подростков. Нет, не привилегированная частная школа - государственное заведение.

  А как он туда попал? Не сумела справиться. То есть, сама отдала? Делегировала социуму (третий дом) выполнение тех своих обязанностей, которые не выполнила. И совершенно не парилась по этому поводу большую часть времени. Не лила горючих слез в подушку, не простаивала часами под окошком сына. Да пока он пожар не устроил и не был исключен, вынудив забрать. А ой, как не хотелось. Что вы такое говорите, женщина, видите же, что он неуправляемый, а бить она не могла. А может надо было? Как сидорову козу, чтобы хоть представление получил о неотвратимости последствий некоторых своих поступков.

  Ну скажите, как человек понимает, что такое хорошо и что такое плохо? Ему объясняют. Так вот, в случае Дианы и Стива объяснения требовались более радикальные, чем конфетка, сунутая в рот ребенку в перерывах между грызней и занятиями любовью с его отцом. Потому в пятнадцать митрофанушка устраивает пожар в кафе центра, идя самым кратким путем к исключению, которое для него означает свободу и безнадзорность. И совершенно не парясь на тему серьезных ожогов, полученных в результате младшим мальчишкой.

  Они называют друг друга Диана и Стива, никогда "сын" и "мама". Они устраивают для соседки (о, вот в этих усредненно социальных отношениях оба чувствуют себя куда, как уверенно) любительский спектакль с демонстрацией талантов парня. Они пытаются протащить содержимое третьего, четвертого и пятого домов сквозь угольное ушко одного только третьего. А слишком большой поток посетителей обрушивает сервер (см. 2 абзац).

  В результате двенадцатый дом для обоих. Я не оговорилась. Она тоже в заключении. А чего-то другого ожидалось?
Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments